После смерти лидера Венесуэлы Уго Чавеса Россия, возможно, потеряет даже больше, чем ожидалось — эксперты продолжают делиться своими прогнозами с прессой, чьи материалы по теме собрали "Заголовки". Так, заместитель главы российско-венесуэльского делового совета Владимир Семаго однозначно заявил "Коммерсанту", что после ухода Чавеса "весь камуфляж так называемой дружбы с Венесуэлой уйдет".
"Никакого реального сотрудничества у нас не было, а были лишь попытки убедить россиян в том, что Москва по-имперски входит в страны Латинской Америки, как в советское время входила в Африку", — говорит он.
По его словам, один из самых амбициозных проектов — создание российского Национального нефтяного консорциума для освоения пояса Ориноко вместе с венесуэльской PDVSA — это "большой миф". "Консорциум до сих пор ничего не производит и ничего не добывает. Да и с российской стороны в нем реально остались лишь две компании — ЛУКОЙЛ и "Роснефть", — пояснил собеседник газеты.
Еще больше вопросов вызывает будущее российско-венесуэльского сотрудничества в оборонной сфере — оно с самого начала было завязано лично на Чавеса. Как напоминает издание, во время его визита в Москву в 2004 году были подписаны два первых крупных контракта — на поставку 40 боевых вертолетов Ми-35, их обслуживание и обучение персонала (500 миллионов долларов), а также на приобретение 100 тысяч автоматов АК-103 (54 миллиона долларов).
"Работа шла тяжело, но, как только к переговорам подключился Чавес, практически сразу возникло взаимопонимание, — рассказал "Коммерсанту" источник, близкий к "Рособоронэкспорту". — И во всех последующих оружейных сделках он принимал самое непосредственное участие".
А в 2011 году Уго Чавес сумел добиться подписания соглашения о выделении Россией кредита на 4 миллиардов долларов для закупки Венесуэлой российских вооружений. "Несмотря на то что выделение этого кредита было почти самоубийством, мы на этот шаг все равно пошли: нам было важно сохранить дружеские отношения с Каракасом, — заявил изданию человек, близкий к Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству. — Но уже тогда было понятно, что вести диалог можно только с Чавесом, — остальные члены венесуэльской делегации на контакт практически не шли".
Еще накануне директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко высказал мнение, что Россия может забыть не только о планировавшихся контрактах на сумму около 2 миллиардов долларов. "Москва уже поставила Каракасу вооружений на сумму свыше 3 миллиардов долларов. Это танки Т-72Б1, БМП-3М, БТР-80А, самоходные гаубицы "Мста-С", истребители Су-30, ЗРК "Печора-2М". Теперь мы можем не увидеть денег за эти поставки", — предупредил эксперт.
Досрочные выборы президента должны состояться уже в апреле. На них вице-президент Николас Мадуро, которого Чавес успел обозначить как своего преемника, будет противостоять единому кандидату от оппозиции Энрике Каприлесу.
По мнению аналитика IHS Global Insight Диего Мойя-Окампоса, на которого ссылается РБК daily, наиболее вероятным сценарием является победа Мадуро, хотя этот результат далеко не предопределен. Мадуро не обладает политическим влиянием и харизмой Чавеса, хотя официальное благословение от команданте добавило ему веса в глазах сторонников Единой социалистической партии.
По данным опроса социологического центра Hinterlaces, за Мадуро готовы проголосовать 50% венесуэльцев, тогда как за Каприлеса — 36%.
"Идеальным для Москвы остается избрание Мадуро, который пообещал сохранить курс Чавеса. Если к власти придет Каприлес, то программой минимум будет сохранение достигнутых договоренностей", — сказал газете эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов.
"В любом случае эти сделки будет не так просто отменить, так как они не только были подписаны Чавесом, но и одобрены парламентом, — считает он. — Кроме того, Каракас ждет в этом году дефицит бюджета, так что власти вряд ли решатся аннулировать прежние контракты и в срочном порядке искать по ним новых партнеров".
Напомним, на похороны Уго Чавеса в пятницу , 8 марта, Россию будут представлять не президент или премьер, а лица, отвечающие сотрудничество с этой страной в нефтяной и торговой сферах, — глава "Роснефти" Игорь Сечин, министр промышленности и торговли Денис Мантуров и гендиректор госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов.