"Эти девчонки — камикадзе, они хотят смерти! Мы для них — буржуи". Активистка французского феминистского движения Insoumises Лубна Мелиан вместе с другими феминистками дистанцировалась от "секстремистской" группировки Femen. Зато более молодые и не имеющие опыта общественной деятельности новые члены каждую неделю прибывают в парижскую штаб-квартиру Femen в квартале Гут-д'Ор, пишет Le Monde.
"Теперь гологрудые активистки курсируют по краю или даже вне чрезвычайно институционализированных феминистских кругов Франции", — констатирует корреспондент Стефани Марто. "Мы не поддерживаем отношения с другими ассоциациями", — подтверждает украинка Инна Шевченко.
"Несмотря на поддержку со стороны некоторых деятелей Движения освобождения женщин (MLF), немногие представительницы молодой гвардии французского феминизма согласны с методами made in Ukraine", — пишет газета.
Поначалу прибытие белокурой амазонки в Париж было встречено с любопытством и благожелательным нейтралитетом. Председатель ассоциации Insoumises Сафия Лебди представляла организацию Femen во Франции, но ситуация усложнилась, когда Инна Шевченко, преследуемая в Украине за богохульство, в августе была вынуждена покинуть Киев.
Решив обосноваться в Париже, чтобы возглавить местный филиал Femen, она обнаружила, что Insoumises пытаются взять его под свой контроль, и это стало началом конца: "Мы поняли, что у нас разные взгляды на нашу деятельность", — пишет Инна в книге, недавно вышедшей в издательстве Calmann Lévy.
Шевченко обвиняет Лебди в попытке развалить организацию и отпугнуть новых членов, отказывающихся ей подчиняться. Теперь Инна в одиночку руководит тренировочным лагерем, цель которого — вырастить "армию" активисток, способных бросить вызов "трем главным видам патриархата": диктатуре, секс-индустрии и Церкви.
На сегодняшний день в "армии" насчитывается всего два десятка активных членов: немногие француженки готовы физически атаковать врага, рискуя быть побитыми, признает издание.
Инну Шевченко удручают парижанки, не приемлющие радикальных методов и предлагающие ей "абсурдные вещи вроде социологических опросов": "Мы практики, а не теоретики", — заявляет она. Иного мнения придерживается основательница движения Mix-Cité Клементина Отэн: "Такой воинственный, военный лексикон чужд нашей культуре. Мы не склонны перенимать мужские модели самоорганизации", — говорит она.
Со временем культурный конфликт между французскими феминистками и юными украинскими активистками оказался слишком жестким. Француженки были шокированы заявлениями Инны, назвавшей старомодными тех, кто отказывался раздеваться для "борьбы".
Актриса Шарлотта Салью покинула Femen, потому что их акции "слишком часто казались бессмысленными". Кроме того, многие феминистки сочли неуместной акцию Femen в соборе Парижской Богоматери. "Нападки на Церковь в светской стране не имеют смысла. Конечно, во Франции Церковь консервативна, но она ничего не навязывает государству. Им пока не хватает опыта и понимания западных обществ", — констатирует журналистка Галя Акерман.
"Быть в системе, чтобы лучше ее испортить" — таков, по-видимому, девиз лидера движения Анны Гуцол, работавшей в шоу-бизнесе и привлекающей в качестве советников профессиональных дизайнеров и пиарщиков. Кроме того, активистки сами производят и продают продукцию со своей символикой, а также получают помощь от частных спонсоров.
Но не это возмущает бывших французских членов Femen: "Политическая линия не обсуждается коллективно, все приказы приходят с Украины", — констатирует Лубна Мелиан.
Теневым теоретиком, "политическим советником" движения выступает друг Анны Гуцол, Виктор, которому едва исполнилось 30 лет. Как отмечает издание, движение строилось на разочаровании, последовавшем за "оранжевой революцией", и является протестом против режима Виктора Януковича и альянса Украины с Россией. Швейцарский документалист Ален Марго убежден, что цель этой страшной "секс-машины" — попасть в Раду.
В ожидании выборов 2017 года Инна Шевченко развивает во Франции резко антиклерикальный вариант феминизма. Их борьбу поддерживает журналистка Каролина Фурес, тесно связанная с правящей соцпартией. Несмотря на возмущение министра по делам культов акцией Femen в соборе Парижской Богоматери, полиция не проводила расследования в отношении кого-либо из активисток движения, отмечает издание.
Практически не поддерживаемые другими феминистками, Femen могут рассчитывать на благосклонность французских властей, особенно омбудсмена Франсуа Зимере, утверждает приближенный к власти источник. Инна Шевченко, в июне 2012 года всего за неделю получившая долгосрочную визу, сейчас ожидает решения властей по предоставлению ей политического убежища. Вскоре к ней должна присоединиться еще одна основательница движения Оксана Шачко. "И Париж официально станет тылом новых амазонок, пришедших с Востока", — резюмирует издание.