В развязывании иракского конфликта ведущую роль сыграли спецслужбы и недостоверные источники, пишет Фабио Кавалера в итальянской газете Corriere della Sera.
Автор статьи отмечает, что "когда 19 сентября 2002 года министр иностранных дел Ирака Наджи Сабри выступал в ООН и заявлял, что "мы будем защищать нашу землю всеми силами", глава представительства ЦРУ в Париже Билл Мюррей и глава отделения ЦРУ в Европе Тайлер Драмхеллер внимательно разглядывали одну деталь на телеэкране: элегантный костюм, в который был одет глава дипломатического ведомства иракского режима. Это был сигнал для них, сотрудников ЦРУ, который они ожидали: согласие на сотрудничество главы МИД Ирака с Лэнгли (штаб-квартира ЦРУ)".
"Наджи Сабри за шесть месяцев до начала войны решил рассказать американской разведке о военных планах диктатора. Посредником между министром и американцами стал арабский журналист Набиль Мограби. Именно Билл Мюррей вручил новому "источнику" 200 000 долларов наличными и два костюма. Если Наджи Сабри наденет один из них на выступление в ООН, это будет означать, что он согласен сотрудничать", — пишет газета.
"ЦРУ через журналиста задало министру ряд вопросов. Самым главным был: где находятся хранилища с оружием массового поражения. Сабри ответил: "У нас нет биологического, химического и ядерного оружия, Саддам их производил в прошлом, но потом уничтожил хранилища, теперь этого оружия нет". Этот ответ не понравился главе ЦРУ Джорджу Тенету: его сотрудники изъяли информацию, исключавшую наличие опасных арсеналов", — сообщает автор статьи.
"Белый дом и Лондон пытались отыскать подтверждения своим тезисам, поскольку военные планы уже были готовы. Все остальное не имело значения, даже заявления главы секретных служб Саддама, ужасного Тахира Хабуша аль-Тикрити, который совершенно неожиданно встретился в Иордании с представителями британских спецслужб и твердо заявил, что в Ираке нет оружия массового поражения", — пишет издание.
"ВВС в программе Panorama показала документальный фильм о том, как Вашингтон и Лондон стремились к войне и параллельно уничтожали информацию, полученную от близких к Саддаму источников, не совпадавшую с их планами вторжения, поскольку опровергала существование ОМП. Они использовали ложную информацию, полученную от других источников, которая, напротив, служила оправданием стратегии бомбардировок и основывалась на присутствии хранилищ с ОМП в Ираке.
Так, источники Curveball и Red River поведали, что боевые отравляющие вещества производятся в мобильных лабораториях, передвигающихся от одной базы к другой. Один из них даже набросал план расположения одной из этих баз.
Снимки со спутников опровергли информацию, но данный факт не помешал министру обороны Колину Пауэллу 5 февраля 2003 года представить в ООН снимки и карты, чтобы продемонстрировать, что у Саддама имеется оружие массового поражения и оно размещено на грузовиках. "Я лгал", — говорит теперь, усмехаясь, Curveball", — пишет автор статьи.
"Накануне вторжения в Ирак сложилась невероятная мозаика лжи, циничных и поверхностных анализов. Кажется невероятным, что британская разведка могла поверить источникам третьей и четвертой руки, чтобы доложить на Даунинг-стрит, что диктатор способен привести в действие свою военную машину в течение 45 минут и воспользоваться ракетами большой дальности с боеголовками, снаряженными боевыми отравляющими веществами.
Одним из информаторов оказался иракский таксист, подслушавший разговор двух клиентов. Можно ли было положиться на такой "информационный источник"? Так и началась война, основанная на сведениях, полученных от "шпионов, обманувших мир". Спустя 10 лет многое стало проясняться", — заключает издание.
Вторжение коалиционных сил в Ирак 2003 года — военная акция США и стран-союзников против Ирака с целью свержения правительства Саддама Хусейна. Кампания началась 20 марта, продолжалась 43 дня и закончилась 1 мая. Вторжение послужило началом к затяжной иракской войне.
Официальным поводом к началу военных действий была заявлена связь режима с международным терроризмом, в частности, движением "Аль-Каида", а также поиск и уничтожение оружия массового поражения (которое в итоге было найдено). Есть также мнение, что одной из целей вторжения было получение контроля над иракской нефтью.