Судебное заседание назначено на 17 апреля, и пока не ясно, грозит ли оно приговором получившим повестки минским фотографам Юлии Дорошкевич, Вадиму Замировскому и Александру Васюковичу. В повестках обозначено, что фотографы должны явиться в суд в качестве "заинтересованных лиц".
Судить, полагает Юлия Дорошкевич, будут коллективное детище репортеров — фотоальбом "Пресс-фото Беларуси 2011".
"Умышленно искаженные измышления"
В официальном письме, приложенном к судебным повесткам, сообщается, что экспертная оценка альбома инициирована Управлением КГБ по Гродненской области. В качестве экспертов работали начальник управления идеологической работы местного облисполкома и четыре преподавателя Гродненского госуниверситета, среди которых глава кафедры уголовного права и криминологии.
Фотографам сообщается, что эксперты обнаружили в альбоме "умышленно искаженные, не соответствующие действительности измышления о жизнедеятельности Республики Беларусь в политической, экономической, социальной и иных сферах, унижающие национальную честь и достоинство граждан Республики Беларусь".
"Подборка материалов фотоальбома в совокупности отражает лишь негативные аспекты жизнедеятельности белорусского народа с собственными измышлениями и выводами автора, что с точки зрения социальных норм, принятых в обществе и нравственности, унижает национальную честь и достоинство граждан Республики Беларусь, умаляет авторитет государственной власти, подрывает доверие к органам власти со стороны иностранных государств, иностранных или международных организаций", — отмечается в письме из КГБ.
Суд теперь должен решить, являются ли фотоальбом и "деятельность граждан по совершению действий, направленных на унижение национальной чести и достоинства", экстремистскими. КГБ Белоруссии, ссылаясь на закон "О противодействии экстремизму", заявляет, что признаки преступления налицо.
"Действительность такая, как она есть"
"Я не считаю этот альбом экстремистским. Документальная фотография отражает действительность такой, как она есть. В конкурсе Belarus Press Photo и в альбоме, где собраны работы победителей, восемь рубрик, они самые разнообразные — и природа, и портрет, и спорт, все многообразие прошедшего года", — говорит организатор конкурса и редактор альбома Юлия Дорошкевич.
Год, проявления которого собрал альбом "Пресс-фото Беларуси 2011", был, однако, политически напряженным. В декабре 2010-го прошли президентские выборы, после которых подверглись задержаниям, арестам и судам девять из 10 соперников Лукашенко в борьбе за президентское кресло и сотни участников протестного митинга в день выборов.
В альбоме есть фото женщин, ожидающих вестей об арестованных у тюремных ворот, пытающихся разглядеть своих в набитом задержанными милицейском автомобиле. Есть несколько снимков, запечатлевших моменты разгона протестующих после выборов и молчаливые "акции аплодисментов", раздражавшие власти.
Эксперты, предоставившие заключение КГБ, особое внимание обращают на снимок на обложке альбома — солдаты в одной из воинских частей коллективно внимают новостной программе государственного телевидения.
Автор фото Сергей Гудилин и до победы на конкурсе не раз публиковал этот снимок и другие фото из своего армейского альбома. Претензий к публикации до сей поры не возникало, а похвальными отзывами тех, кто вспомнил себя на традиционной армейской "теле-обязаловке", пестрят интернет-форумы.
В фотоконкурсе следующего этапа — Belarus Press Photo 2012 — международное жюри уже присудило Гудилину четыре призовых места, его работы вошли в фотоальбом, подготовленный немецким издательством Kehrer для презентации на осенней книжной выставке во Франкфурте.
"Я фотограф, а не экстремист", — написал на майке Гудилин, узнав о преследовании "Пресс-фото Беларуси 2011".
Нет фото — нет проблем?
В поле зрения КГБ альбом "Пресс-фото Беларуси 2011" попал в ноябре прошлого года — 41 экземпляр альбома был задержан на границе, когда группа белорусских фотографов возвращалась с фотовыставки, проходившей в Польше.
Выставки до этого прошли в десятке европейских городов, а весь тираж альбома уже был распродан в Белоруссии. Редактор выпуска Юлия Дорошкевич подчеркивает, что отпечатанный в одной из сопредельных стран тираж в начале 2012 года был ввезен в Белоруссию официально, с уплатой положенных таможенных пошлин.
Однако изъятый 41 экземпляр "Пресс-фото Беларуси 2011" в ноябре прошлого года был отправлен на таможенную экспертизу, откуда фотографам сообщили: печатная продукция признается незаконной из-за несоответствия госстандарту в области выходных данных и подлежит уничтожению.
Спасая альбом, Белорусская ассоциация журналистов (БАЖ) письменно обратилась к руководству Ошмянской таможни (по месту задержания) и получила ответ, что альбомы имеют шанс вернуться на родину. Таможня сообщала также, что управление идеологической работы Гродненского облисполкома провело экспертизу и не нашло в издании признаков экстремизма. БАЖ просили только подождать, пока альбомы вернутся из облисполкома на таможенный склад.
Однако КГБ инициировал новую экспертизу.
"Я боюсь, что теперь суд постановит альбомы сжечь. И это тревожный звонок: история может повториться со следующим альбомом. Новый альбом давно готов, победители конкурса 2012 года определены профессиональным международным жюри, но когда правила диктуют идеологи…", — жалуется Юлия Дорошкевич, которой еще предстоит ознакомиться с полным перечнем "признаков экстремизма", предоставленных в суд на 6 экспертных страницах. Еще три страницы заключений переданы судьям из КГБ.
"Эта история очень похожа на прошлогодний арест студента-фотографа Антона Суряпина за то, что разместил в интернете фото сброшенных со шведского самолета плюшевых медвежат. Медвежата среди прочих держали лозунг-вопрос: "Нет фото — нет проблем?". Судя по всему, белорусские власти вопрос сняли, а фразу превратили в руководство к действию", — замечает правозащитник Людмила Грязнова.