Ранее Пхеньян предупреждал иностранных дипломатов, что после 10 апреля не сможет гарантировать их безопасность. Ситуация на Корейском полуострове обострилась в марте, когда власти КНДР выступили с рядом жестких заявлений, не исключая возможности применения ядерного оружия.
Любой военный потенциал опирается на демографический, экономический, технологический, научный и политический фундамент, поэтому вначале стоит оценить именно эти параметры на сегодняшний день. В первую очередь важны демографические характеристики.
По площади КНДР превосходит соседей с юга (120,54 тыс. кв.км против 99,274 тыс. кв.км), но население на севере в два раза меньше — 23,991 млн. против 49,773 млн. человек. А вот рост численности населения в КНДР увеливается чуть быстрее — на 0,42% в год против 0,27%.
КНДР превосходит Южную Корею в общей численности войск — 1,19 млн. человек против 655,000 тысяч. По оценкам, опубликованным в открытой военной печати, мобилизационные ресурсы Южной Кореи составляют 14,2 млн. чел. (в т.ч. 9 млн. годных к военной службе), а Северной Кореи — 6,2 млн. чел. (в т.ч. 3,7 млн. годных к военной службе).
Южнокорейское агентство Йонхап приводит также сравнительные данные о военной мощи двух стран (на 2010 год). Пхеньян имеет перевес над Сеулом по количеству пушек (13 700 против 5400), танков (4100 против 2400), истребителей (820 против 460), кораблей (740 против 160) и подводных лодок (70 против 10). Но здесь следует принимать во внимание, что здесь не учитывались войска и вооружения США в Южной Корее, а также современность вооружений.
Самый главный военный аргумент КНДР — это ее ядерное оружие. Учитывая же технологический уровень ядерного комплекса КНДР, аналитики видят такие варианты существующих для Южной Кореи угроз, как ядерные фугасы, ядерные морские мины и торпеды, авиабомбы, доставляемые пилотируемыми самолетами, баллистические ракеты малой дальности.
Эксперты Guardian обнародовали некоторые статистические данные, сравнивая экономическое состояние двух Корей. В частности, валовый внутренний продукт (ВВП) Южной Кореи составляет $1622 млрд., а Северной Кореи — S40 млрд.
Темпы роста ВВП — 2,7% в Южной Корее и 0,8% — в КНДР. ВВП на душу населения, соответственно, $32,400 и $1,800. Общие объемы южнокорейского экспорта — $552,6 млрд., северокорейского экспорта — только $4,71 млрд. Если брать номинальный ВВП за 2010 г., то у Юга он больше в 35,2 раза, а если рассчитанный по ППС, например, за 2011 год, то видно превосходство уже в 38,9 раза.
Детская смертность в Южной Корее составляет 4,08 на 1000 новорожденных, в КНДР этот показатель 26,21. Продолжительности жизни на Юге — 79,3 лет, на Севере — 69,2 лет. В Южной Корее 81,5 процентов жителей имеют доступ к Интернету, в КНДР — менее чем 0,1 процент населения.
Важнейшей характеристикой экономического потенциала в плане общего военно-экономического потенциала являются также объемы промышленного производства, уровень развития инфраструктуры, золотовалютные резервы.
По производству стали Пхеньян уступает в 46,1 раза, а по производству автомобилей — в 1068 раз. Еще одним важнейшим показателем является энергетика. Пхеньян уступает по установленным мощностям в электроэнергетике в 10 раз, а по объемам производства электроэнергии в 20 раз. Обе страны импортируют нефть, а именно нефтепродукты. Но Север импортирует нефть в объеме меньшем в 226 раз. Это и неудивительно, ведь суммарный объем внешней торговли КНДР меньше в 212 раз.
Если же сопоставить размеры доходных и расходных статей бюджетов обеих стран, то сопоставление снова в пользу Юга. Если брать доходы бюджета Южной Кореи, то они минимум в 30-40 раз превышают соответствующий показатель КНДР. Расходы государственного бюджета Южной Кореи примерно в 8-10 раз превышают оценочный объем всего годового ВВП КНДР, а золотовалютные резервы Южной Кореи превышают весь годовой ВВП КНДР в 7,5-11 раз.
Если сравнивать транспортную инфраструктуру, то Сеул опирается на более плотную и гибкую транспортную сеть. Южная Корея значительно превосходит Северную по плотности аэродромной, автодорожной и железнодорожной сетей: в 1,75, 4,87 и 1,2 раза, соответственно. Южная Корея также располагает очень мощной портовой инфраструктурой, на порядки превышающей пропускные возможности портов КНДР.
В то время как Южная Корея контролирует один из крупнейших торговых флотов мира, аналогичные показатели у Севера практически ничтожны. Разрыв в технологическом потенциале лучше всего характеризует такой пример: одна только компания Samsung потратила на исследования сумму большую, чем все государственные расходы КНДР.
Отставание такой важной отрасли, как станкостроение, у КНДР от Республики Корея, по оценкам западных экспертов, составляет около 25-27 лет, возможности по производству элементной базы электроники — на 30 лет, в области базового приборостроения — на 15-40 лет.
Более подробно можно почитать здесь.