По его словам, российская компания пытается получить в Европе подтверждение того, что европейцы якобы готовы покупать произведенную на этой станции энергию. Все это, считает он, делается с целью показать Литве и Польше, что "большие страны все уже решили, так что противиться этому нет смысла".
Об этом известный российский эколог, преподаватель российской Высшей школы экономики Владимир Сливяк говорил во время организованной свободным университетом LUNI 23 апреля лекции в Вильнюсе, посвященной политике России на энергетическом рынке Европы.
Сливяк утверждает, что строительство Балтийской АЭС в Калининградской области не имеет отношения к вопросу обеспечения этого региона электроэнергией, поскольку в данный момент в ней недостатка нет. Проект БАЭС связан "с обширной стратегией энергетической экспансии "Росатома" на европейский рынок электроэнергии". К этому он добавил, что параллельно с проектом БАЭС возник проект строительства Островецкой АЭС, что подтверждает наличие такой стратегии.
"Теперь становится ясно, что приблизительно с 2007-2008 годов "Росатом" реализовывал план строительства нескольких АЭС вдоль границы ЕС с целью получения доступа к поставкам энергии с этих АЭС в страны Европы", - сказал он в ходе лекции.
В Беларуси уже есть линия, которая ведет в Литву, в Калининградской области России же нет достаточных для соединения с Литвой или Польшей линий, которые с технической точки зрения можно было бы использовать для поставок электроэнергии. Однако, уверял эколог, есть "достаточно дорогой план по строительству этих линий". Но Литва и Польша в этом вопросе представляют препятствие.
"В "Росатоме" сначала не сильно заботились о том, каким образом получить доступ к европейским сетям. Рассчитывали, что Польша и Литва согласятся. Позднее стало известно, что Литва и Польша не очень хотят пускать электроэнергию с БАЭС в европейскую сеть. В конечном итоге "Росатом" начал искать в Европе компании, которые хотели бы заключить договоры на импорт на электроэнергии, параллельно они искали и компании, которые хотели бы вложиться в этот проект", - рассказал российский эколог.
Балтийская АЭС для России - это отдельный прецедент, поскольку первый раз в истории страны АЭС строится не для внутренних нужд, а для экспорта электроэнергии, считает В.Сливяк. Он также уточнил, что в первый раз решено, что АЭС будет акционерным обществом (раньше станции принадлежали только государству).
"Это, с одной стороны, большой бизнес-план, поскольку за проектами БАЭС и ОАЭС очевидно стоит политика по наращиванию экспорта электроэнергии в Европу, - полагает Сливяк. – Также очевидно, что если "Росатом" добьется контрактов с какой-либо страной ЕС на поставку электроэнергии с использованием линии из Беларуси в Польшу, либо еще не построенных линий из калининградской области – это будет сигналом масштабной экспансии, после которого по периметру ЕС будут строиться новые реакторы и наращиваться экспорт электроэнергии".
После того, как "Росатому" стала ясна позиция Литвы и Польши, которые не хотят покупать электроэнергию с будущей БАЭС, российская компания помимо прямых переговоров начала искать в Европе партнеров, например, компании в Германии или Франции, "которые бы могли оказать давление на правительства Литвы и Польши".
"Со слов экспертов я знаю, что велись переговоры со всеми крупнейшими энергетическими компаниями Германии, шли обширные переговоры с французскими компаниями. На данный момент стратегия принуждения в отношении Литвы и Польши состоит в том, чтобы найти европейскую компанию, найти деньги в частных банках Европы, придти в Литву или Польшу и сказать, что большие страны за вас уже все решили и сопротивляться (покупке электроэнергии и строительству БАЭС) нет смысла", - утверждал эколог.
В.Сливяк напоминает, что «Росатом» подавал заявки во французские и германские банки, и в данный момент ставку компания делает на Францию. При этом, по его словам, экологам, в частности "Экозащите", удается уговорить некоторые банки не финансировать атомные проекты российской компании.
"Например, французский банк "БНП Париба" в свое время был сильно проядерным, хотел финансировать проект "Росатома" в Болгарии. Сейчас у нас есть официальный ответ, что они не будут участвовать в проекте БАЭС. Еще один французский банк "Креди Агриколь" тоже официально ответил, что не будет участвовать. Сейчас мы ждем ответов от некоторых немецких банков. Самая главная заноза в этом направлении нашей деятельности – банк "Сосьете Женераль", который сильно заинтересован в дружбе с российским правительством. В Москве этот банк сильно попросили выделить деньги французской компании Alston на поставку турбин для БАЭС", - рассказывал он.
По его словам, "Росатому" не нужны турбины Alston (он всегда пользовался другими технологиями), как не нужны и деньги из Европы (фактически у него есть безлимитный кредит из российского бюджета): "Очевидная причина, почему они идут в эти банки, это желание получить подтверждение того, что Европа приняла проект БАЭС".
С точки зрения Сливака, происходящее – это попытка "Росатома" через Францию получить подтверждение в том, что в Европе заинтересованы в электроэнергии, произведенной на БАЭС и создать в Литве и Польше картину, что большие страны все решили и странам поменьше не стоит выступать.
Владимир Сливяк, занимается проблемами экологии 23 года, темой Балтийской АЭС в 2007 года, когда в Калининградской области возникла идея строительства БАЭС, которая была озвучена тогдашним губернатором Георгием Боосом.
По его словам, жители области всегда были против строительства АЭС. Но в 2007 году появилась стратегия Калининградской области, в которую внесли строительство АЭС. Через год было подписано соглашение между правительством области и компанией "Росатом". Осень 2009 года БАЭС внесли во все планы, в а в 2010 году начались действия на площадке.