Hassan Rowhani AFP
Fоtо: AFP/Scanpix
Победителем президентских выборов в Иране был объявлен 64-летний священнослужитель Хассан Рухани, считающийся, по местным меркам, умеренным либералом. Министерство внутренних дел Ирана сообщило, что Рухани выиграл более 18 млн голосов избирателей, то есть более 50%.

Уже после подсчета 27,5 млн бюллетеней стало ясно, что он уверенно опережает главного соперника мэра Тегерана Мохаммеда Багера Галибафа. По данным МВД, явка на выборах была высокой — почти 73%. Право голоса в Иране имеют около 50 млн жителей.

Для победы в первом туре Рухани надо было набрать более 50,1% голосов. Таким образом, выборы президента Ирана можно считать состоявшимися.

Впрочем, на предыдущих выборах, состоявшихся в 2009 году, предварительные данные и результаты экзит-поллов также сулили успех оппозиционеру Мир Хосейну Мусави, а потом объявили о победе Махмуда Ахмадинежада. Его противники объясняли это массовыми фальсификациями, сторонники — тем, что предварительные данные приходили из крупных городов.

Неожиданный реформатор

Либералы, равно как явные ставленники уходящего президента Ахмадинежада, в выборах не участвовали. Их отстранил Совет стражей конституции, состоящий из представителей духовенства и наделенный неограниченным правом снятия неугодных кандидатов.

Однако незадолго до дня голосования Рухани привнес элемент интриги в выборы, исход которых еще недавно казался предсказуемым независимо от личности победителя.

Как передает корреспондент Би-би-си Ричард Галпин, Рухани стал публично высказываться за возобновление диалога с Западом, обещал освободить политзаключенных и несколько смягчить цензуру.

Ранее он занимал различные посты в парламенте, а также представлял Иран на переговорах по ядерной проблеме, но был отсранен от этого поста Ахмадинежадом.

На его сторону перешли те, кто хотел голосовать за единственного кандидата, связанного с лагерем реформаторов — Мохаммада Резу Арефа. Ареф снял свою кандидатуру во вторник, как он заявил, по совету экс-президента Мохаммада Хатами.

Таким образом, Рухани заручился поддержкой сразу двух политических тяжеловесов — Хатами и бывшего спикера парламента Али Акбара Хашеми Рафсанджани, который хотел баллотироваться сам, но не был зарегистрирован стражами конституции.

После снятия с дистанции Рафсанджани образованные горожане и молодежь засомневались, стоит ли вообще идти на выборы, но в реальности явка составила около 80%. Из-за огромных очередей на избирательных участках МВД продлевало время голосования четыре раза, в общей сложности на пять часов, так что оно завершилось лишь в 23:00 по местному времени (18:30 по Гринвичу).

Ограниченная демократия

Махмуд Ахмадинежад в выборах не участвовал, поскольку уже пробыл на посту два срока. За эти восемь лет в стране ухудшилась экономическая ситуация, а последствия западных санкций, направленных против иранской ядерной программы, ощущаются все острее. Выборный президент Ирана занимает подчиненное положение по отношению к духовному лидеру Исламской республики.

Баллотировались шесть кандидатов, прошедших предварительный отбор: Рухани, столичный мэр Бакар Калибаф, представитель Ирана на переговорах по ядерной проблеме Саид Джалили, бывший командующий корпусом счтражей исламской революции Мохсен Резаи, экс-министр иностранных дел Али Акбар Велаяти и бывший министр телекоммуникаций Мохаммад Гарази.

Все они считаются сторонниками духовного лидера аятоллы Хаменеи. Тот призвал граждан голосовать активно, но ни одного из кандидатов прямо не поддержал. Наибольшими консерваторами эксперты называли Резаи и Джалили, по слухам, особенно близкого к Хаменеи.

Официальные результаты выборов должны быть объявлены в течение суток. Если ни один кандидат не наберет свыше 50% голосов, то через неделю состоится второй тур. У кандидатов будет три дня на оспаривание итогов голосования в Совете стражей конституции.

Легитимность выборов

Аятолла Хаменеи проголосовал одним из первых, а затем обрушился на Запад, критикующий политическую систему и организацию выборов в Иране. "Иранский народ сделает то, что в его интересах", — заявил он.

Иностранных наблюдателей на выборах не было. Высказывалось мнение, что освещение кампании в иранских СМИ было предвзятым. Либеральные газеты закрывались, доступ к интернету и иностранным вещателям ограничивался, журналистов задерживали.

В четверг Би-би-си обвинила Тегеран в беспрецедентном давлении на живущих в Лондоне 15 сотрудников Персидской службы Би-би-си, вплоть до угрозы жизни их самих и членов их семей. Реакции иранских властей пока не последовало.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !