Vitaly Klitschko
Fоtо: AFP/Scanpix

Заявления руководства Украины о европейском векторе развития страны — декларации, а в это время страна находится в ситуации стагнации, уверен лидер оппозиционной партии "Удар" Виталий Кличко, с которым DELFI встретился в Киеве.

По рейтингу знаменитый боксер и политик уже опередил нынешнего президента Украины Виктора Януковича, однако говорить возможном участия в выборах президента пока рано, считает он.

По мнению политика, оппозиционные партии Украины объединяет видение европейского вектора развития страны и, несмотря на разницу идеологий, они понимают, что действовать поодиночке трудно. Успех своей партии Кличко объясняет довольно просто: люди устали от старых политических сил и ищут альтернативу.

- Laba diena, — приветствует DELFI украинский политик. — Я несколько лет прожил в Паневежисе, когда маленький был, мой отец был военным, поэтому семье пришлось пожить и в этом городе, там была огромная военная база.

- Одно из ваших высказываний — каждый день в политике, как бой. Что в данный момент происходит в украинской политике? Представители оппозиции часто видят главную проблему в нынешней власти, это единственная проблема Украины?

- Проблема не только в партии власти. Проблем в Украине хватает, но самая главная из них это то, что мы постепенно входим в состояние депрессии, когда украинцы не видят перспектив и света в конце тоннеля. Я приведу некоторые цифры: 70% молодых людей в Украине мечтают уехать жить и работать за границу, около 7 млн. украинцев трудоспособного возраста уже работают за границей. У нас отсутствует средний класс, есть олигархия и большая часть людей просто влачит существование.

Почему виновата власть? Проблема в том, что созданы оптимальные условия для того, чтобы эти люди — олигархи, лишь увеличивали свое состояние. На сегодняшний день наше государство является абсолютной президентской республикой, поскольку в руках главы государства сконцентрирована вся власть. Она декларирует правильные вещи — европейская интеграция, что Украина должна стать современным государством. Но между декларациями и реальными шагами — колоссальная пропасть.

Борьба власти с коррупцией напоминает борьбу пчел против меда. Мы слышим громкие заявления, но ничего не происходит. Более того, коррупция процветает, чиновники, получая несколько тысяч долларов заработной платы, не боятся ездить на Bentley и RollRoy’s, строить особняки. Никто на самом деле их не спрашивает, откуда у них такие деньги. Даже судьи и прокуроры, получая небольшую заработную плату, не боятся носить часы стоимостью несколько десятков тысяч долларов. В то же время люди с трудом выживают и тенденция очень печальная.

- Иными словами — коррупция очевидна и никто ничего не стесняется, так?

- Мне часто задают вопрос, зачем это (политика — DELFI) вам нужно? Я 20 лет жил в Европе, знаю европейские стандарты жизни, знаю, как можно жить и задаю себе вопрос: почему элементарные вещи, которые работают в Европе, не работают у нас? Потому что есть люди, которые в этом не заинтересованы, они заинтересованы в том, чтобы ситуация не изменялась, это создает для них возможности для увеличения своего состояния. И политика для них — чистый бизнес, при этом ничего не менялось и меняться не будет.

На сегодняшний день мы говорим: власть в этом заинтересована, поскольку срослась с крупным бизнесом, она и есть крупный бизнес. И до европейской интеграции ей нет дела. Конечно, они любят европейские стандарты жизни, поэтому их семьи, родственники, дети живут и учатся за рубежом, владеют там недвижимостью на тот случай, если закончатся запасы. Украина уже напоминает корабль, у которого есть брешь, и поток воды через эту брешь увеличивается.

- Президент отказался читать в парламенте годовой доклад, намерен встретиться с главами оппозиционных сил. Что вы думаете по этому поводу?

- В годовом послании президента Украины есть одна вещь, там говорится: в то время, когда во всей Европе стагнация и идет падение производства, Украина, несмотря на проблемы, показывает стабильную ситуацию.

- Вы иронизируете, но опросы показывают, что значительная часть населения поддерживает партию власти…

- Несмотря на колоссальные ресурсы и постоянное промывание мозгов в СМИ, поддержка "Партии регионов" падает. Мы видим, какой была поддержка президента три года назад, года назад и сегодня. Стагнация налицо. Мы понимаем, какое давление осуществляется на суды, что прокуратура, служба безопасности и налоговая служба превратились в карательные органы. Кроме того, налицо давление на бизнес и оппонентов, в Украине есть политические заключенные — о Юлии Тимошенко говорит весь мир. Поэтому встречаться и говорить, что это не хорошо, все равно, что садится напротив волка и читать ему лекцию о вегетарианстве.

- По-вашему мнению, Украина готова сейчас выполнить условия, необходимые для подписания соглашения с ЕС об ассоциации? Со стороны украинской власти мы слышим декларации или же это реальные намерения?

- Это декларации.

- Т.е. вы полагаете, что это соглашение в ноябре подписано не будет?

- Я очень хочу и сделаю все для этого (и убеждаю на всех встречах с представителями европейских стран), потому что оно должно быть подписано, если мы смотрим на ситуацию стратегически. Я уверен, что с подписанием этого соглашения, Украина возьмет на себя обязанности, которые пункт за пунктом будет выполнять. Ей придется это делать. Наши западные партнеры берут на себя обязанности отслеживать выполнение этих пунктов извне, а оппозиция — внутри Украины.

- Вы не раз высказывались по поводу Таможенного союза и ЕС. Чем вы все-таки объясните, что в Украине есть люди, которые смотрят на это с оптимизмом?

- Таможенный союз — это политическое объединение. Я буду объяснять на пальцах, объяснять очень просто. Это не значит, что мы отталкиваем Россию, у нас история, много общего в истории, культуре, традициях, экономические связи. Мы ни в коем случае не будем разрывать эти связи, а будем их укреплять. Но мы говорим о векторе развития. Давайте сравним показатели ТС и ЕС — доход на душу населения, уровень медицинского обслуживания, образование и т.д. Вопросы есть? Вопросов нет. Можно очень долго загибать пальцы и вопросы отпадут сами собой.

Мы хотим жить в цивилизованной, демократической стране, где каждый украинец сможет чувствовать себя уверенно, быть уверенным в завтрашнем дне, имея работу, достойную заработную плату, пенсию. И при этом — видеть пример стран, которые выбрали европейский вектор развития и, несмотря на первый, болезненный период, сегодня показывают хорошие результаты.

- Вы часто упоминаете Польшу, как пример и ориентир для Украины…

- Польша и Украина наиболее схожие страны. У нас есть совместная история, мы похожи ментально, наши языки похожи, мы проходили постсоветский период. Я провел в Польше много времени и наблюдал эволюцию происходивших там процессов. Тяжело говорить о Чехии, Словакии, это небольшие страны…

- Странах Балтии…

- Страны Балтии намного меньше, там возникают во многом те же проблемы, но их решение вынуждало искать другие подходы. Польша и Украина — это другое, их можно накладывать друг на друга как шаблон. Алгоритм действий может быть абсолютно схожим.

- Ваша партия на последних парламентских выборах достигла внушительных результатов, обойдя многих ветеранов украинской политики. Чем вы это объясните?

- Люди устали от старых политических сил и ищут альтернативу. Есть кредит доверия, но это вещь, ограниченная во времени. Для нас крайне важно за этот промежуток времени показать результаты. В этом направлении мы работаем. У оппозиции пока нет больших завоеваний, но мы предлагаем путь развития, реформ, предлагаем ключевые вещи, которые нужно менять. Мы критикуем власть, не даем проводить незаконные решения, боремся. Мы идем не за властью и деньгами, а чтобы провести реформы, вывести страну на европейский вектор развития, поскольку, по нашему мнению, это единственный вектор для Украины.

- Как вам удается договариваться внутри оппозиции? Что у вас общего и как вы собираетесь договариваться после?

- У нас разная идеология, разное электоральное поле, политические платформы. Мы со многим не согласны, но координируем наши действия, поскольку понимаем, что поодиночке побороть режим будет невозможно. Общее у нас то, что мы боремся с сегодняшней властью и видим Украину с ЕС.

По поводу дальнейших шагов, я твердо уверен, что нужно будет искать компромисс, договариваться при условии, что мы должны соблюдать ключевые европейские стандарты при ведении переговоров, политики, в отношении законов. По этим вопросам разногласий у нас нет, и, думаю, что здравый смысл не даст нам разрушить этот союз.

- Вы участвуете не во всех акциях оппозиции. Например, в акциях "Вставай, Украина!". Почему?

- В акциях участвовать необходимо, чтобы общаться с людьми. Но сейчас лето, и многие люди заняты на сельскохозяйственных работах, многие в отпусках. Политическая активность в летний период достигает минимума. Если мы хотим, чтобы КПД был оптимальным, нужно проводить эти акции не в самый жаркий период года. Тем не менее, наша партия принимает участие во всех акциях.

- Несмотря на европейский вектор, Украине с Россией все же придется иметь дело. Как вы видите эти отношения?

- Наша задача построить добрососедские отношения на основании взаимовыгодного партнерства и уважения.

 — Т.е. сейчас об этом речи не идет?

- Сказать сегодня, что есть доверие, нельзя, его нет. Сказать, что есть достаточное количество взаимовыгодного партнерства, тоже нельзя, это касается вопросов поставки энергоресурсов, и некоторых предложений, которые выглядят как рекомендации, мягко говоря, "старшего брата". Необходимо сделать так, чтобы эти отношения были взаимовыгодными и партнерскими. Мы друг друга никуда не уйдем. Мы обязаны находить путь добрососедства, взаимной выгоды и уважения.

- Чем, по вашему мнению, важно для Украины участие в Восточном партнерстве?

- Я вижу хороший пример стран, которые участвуют в ВП, и это приносит в первую очередь экономическую выгоду.

- В последние годы как-то стало нормой писать слова "президент" и "правительство" с большой буквы, вы согласны с таким написанием?

- Неважно, с какой буквы эти слова писать, главное, чтобы они работали.

- Я к тому, что вы себя видите президентом Украины?

- Многие хотели бы видеть себя президентом. Президентом может стать лишь тот человек, который получит поддержку людей, а не тот, который желает им быть. Это большая ответственность, которую могут возложить лишь жители страны.

- в 2015 году вы намерены участвовать в президентской кампании?

- До 2015 года еще очень много времени и отвечать на этот вопрос сегодня не более, чем спекуляция. Если будет решение, будет достаточной поддержка людей… Все зависит от поддержки людей, если она будет — можно будет брать на себя ответственность, но лишь при наличии программы реформ. Президента выбирают не по росту или красоте, ключевые качества — способность решить проблемы, которые стоят перед обществом.

- Ваш прогноз развития ситуации в Украине? Выпустят ли Ю.Тимошенко, произойдет ли какой-то коренной сдвиг?

- Просто так В.Янукович Тимошенко не выпустит, но, я надеюсь, что под давлением мировой общественности он сможет сделать исключение и выпустить ее на лечение в одну из стран Западной Европы. Я думаю, это был бы оптимальный вариант в данной ситуации.

- У Януковича есть шанс выиграть президентские выборы в 2015 году?

- Учитывая колоссальный финансовый ресурс и административную вертикаль, они будут использовать все возможности для победы на выборах. Один из представителей "Партии регионов" недавно заявил: для нас потеря власти — вопрос жизни и смерти. В чем-то он прав.

- Можно предположить, что для оппозиции приобретение власти вопрос жизни и смерти?

- Это вопрос будущего. Мы 20 лет проводим реформы и строим демократическое государство, но демократией не пахнет и в последнее время есть четкая тенденция стагнации.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !