Президент России Владимир Путин отверг призывы американских властей экстрадировать экс-сотрудника ЦРУ и Агентства национальной безопасности США Эдварда Сноудена. По его словам, это невозможно, поскольку у России нет двустороннего соглашения с США о выдаче преступников.
Путин подтвердил, что Сноуден в настоящее время находится в московском аэропорту "Шереметьево". Ранее сообщалось, что он прибыл туда в воскресенье из Гонконга рейсом "Аэрофлота" и должен был улететь в Гавану в понедельник, но так и не сел в самолет.
"Господин Сноуден действительно прибыл в Москву. Для нас это было полной неожиданностью, — заявил Путин, выступая в Турку в Финляндии. — Он как транзитный пассажир в транзитном зале и находится до сих пор".
Таким образом, Путин подтвердил, что Сноуден не пересекал российской границы, о чем ранее во вторник заявил глава МИД России Сергей Лавров.
В отношении Сноудена, опубликовавшего секретные документы о деятельности американских разведслужб, в США возбуждено уголовное дело по обвинению в шпионаже. Госсекретарь США Джон Керри ранее подчеркнул, что если Россия не экстрадирует Сноудена, это чревато осложнением отношений двух стран.
Керри отмечал, что выдача Сноудена лежала бы в русле международной юридической практики, несмотря на отсутствие двустороннего соглашения между странами.
Транзитный пассажир
Российский президент назвал любые претензии, которые исходят в адрес России от США, "бредом и чушью". Он выразил надежду на то, что ситуация со Сноуденом не отразится на "деловом характере" отношений двух стран.
"Он приехал как транзитный пассажир, и ему не нужна ни виза, ни другие документы. Он как транзитный пассажир имеет право купить билет и лететь, куда он хочет", — подчеркнул Путин, добавив, что российские спецслужбы не вступали в контакт с бывшим сотрудником ЦРУ.
Сноуден, покинувший США в мае, ранее обратился к властям Эквадора с просьбой о политическом убежище. Эта заявка в настоящее время рассматривается, заявил в понедельник министр иностранных дел Эквадора Рикардо Патиньо.
"Господин Сноуден — человек свободный, чем быстрее он выберет конечную точку своего пребывания, тем будет лучше и для нас, и для него", — сказал российский президент.
По мнению Путина, статус Сноудена должны решать между собой директор ФБР Роберт Мюллер и глава ФСБ Александр Бортников.
Госсекретарь США ранее призвал Москву к "спокойствию и благоразумию" в вопросе выдачи Сноудена.
"Мы надеемся, что Россия не встанет на сторону кого-то, кто скрывается от правосудия, — подчеркнул Керри, выступая в Саудовской Аравии. — Они точно могут позволить ему ответить по законам и конституции [страны], гражданином которой он является, и это то, к чему мы его призываем".
"Поросенка стричь"
Российский президент также поставил под вопрос целесообразность ареста Сноудена, сравнив этот случай с ситуацией создателя Wikileaks Джулиана Ассанжа, который уже более года живет как беженец в посольстве Эквадора в Лондоне, опасаясь ареста.
"Он так же, как и Сноуден, считает себя правозащитником и борется за распространение информации. Задайте себе вопрос — нужно ли таких людей выдавать для посадки в тюрьму или не нужно?" — сказал Путин.
"В любом случае, я бы предпочитал не заниматься подобными вопросами, потому что это все равно, что поросенка стричь — визгу много, а шерсти мало", — добавил президент России.
Ассанж заявил в понедельник, что Сноуден и сопровождающая его представитель Wikileaks Сара Харрис находятся в "безопасном месте", но отказался уточнить даже страну. Глава МИД Эквадора признавался, что не знает точного местонахождения беглого американца, а Белый дом предполагал, что тот до сих пор находится в России.
Как сообщил неназванный источник в аэропорту "Шеремьетьево" агентству Интерфакс, Сноуден может находиться в одной из служебных комнат отдыха на территории транзитной зоны, предназначенных для экипажей и персонала аэропорта.
Из материалов, переданных СМИ Сноуденом, стало известно, в частности, что американские спецслужбы получили доступ к данным о миллионах телефонных звонков, а также к серверам крупнейших интернет-компаний.
Общественное мнение в США разделилось на тех, кто считает его героем и тех, кто требует судить его за государственную измену. Его действия также вызвали бурную дискуссию о тонкой грани между обеспечением государственной безопасности и вмешательством в частную жизнь.