Бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский во время закрытой пресс-конференции в Берлине заявил, что не сможет финансово помогать российской оппозиции, как делал это в бытность руководителем нефтяной компании. Об этом сообщается в твиттере телеканала "Дождь", ведущего трансляцию беседы Ходорковского с журналистами.
"Было бы огорчительно, если люди — я имею в виду представителей оппозиции — ошибочно воспринимали бы меня в качестве спонсора, каковым являлся ЮКОС. У меня нет такой финансовой возможности. Ее, правда, нет", — отметил Ходорковский.
Кроме того, глава ЮКОСа отметил, что он пока не представляет, каково его финансовое положение в настоящий момент.
Он заявил, что расценивает свои отношения с президентом России Владимиром Путиным как прагматичные, передают российские СМИ. "Я должен отметить, что мою семью ситуация никогда не касалась. Отношение к моей семье всегда было лояльным. Именно вот это позволило не воспринимать противостояние слишком эмоционально. Я поставил проблему взаимоотношений с Путиным в прагматическую сферу, которая не предусматривает мести и ненависти", — сказал Ходорковский.
Ходорковский также заявил, что вернуться в Россию ему не позволяет судебный иск о взыскании с него и Платона Лебедева 17 млрд руб. "С юридической точки зрения судебный иск ко мне по первому делу не закрыт. Там иск на 550 млн долларов, и по российскому законодательству это дает возможность не разрешить мне выехать за границу", — пояснил экс-глава ЮКОСа.
По словам Ходорковского, если иск будет снят решением Верховного суда, он будет считать это достаточным знаком, "демонстрирующим, что я могу приехать в Россию".
Ранее Ходорковский заявлял в интервью The News Times, что вернется в Россию, если будет уверен в возможности последующего выезда за рубеж. "С объективной точки зрения я вернусь только в том случае, если буду уверен, что смогу выезжать при необходимости. В нынешней моей семейной ситуации это главное условие", — подчеркнул он.
Ходорковский заявил, что не знает на данный момент, как долго он пробудет в Германии. По его словам, виза была ему выдана на один год. "Так что год у меня еще есть", — сказал Ходорковский на пресс-конференции.
На вопрос, что бы он посоветовал обвиняемым по "болотному делу", порекомендовал фигурантам в первую очередь подумать о себе. "Я считаю, что тем людям, которые находятся сейчас в тюрьмах по несправедливому обвинению, в том числе узникам "болотного дела", нужно в первую очередь сохранить себя, свое здоровье, свой разум. А бороться за их освобождение должны все мы, те, кто находится на свободе", — заявил Ходорковский.
В начале пресс-конференции Ходорковский заявил, что тюремный срок заставил его бросить курить. "Все зависит от тебя: я зашел в тюрьмы, понял, что это надолго, и бросил курить. Когда хотят угробить тебя, глупо себя гробить самому", — отметил он, добавив, что российская тюремная система "не ГУЛАГ, хотя эксцессы бывают".
Ходорковский скептически отнесся к предложению президента "Роснефти" Игоря Сечина о его возможной работе в компании. "Я думаю, что он шутит", — сказал он, добавив, что не намеревается принимать участие в процессах, связанных с акциями ЮКОСа и "Юганскнефтегаза".
"Я лично не буду принимать в этом участия никакого, и я не буду получать никакого интереса от того, выигрывают в этих процессах акционеры ЮКОСа или не выигрывают. Для меня эта тема закрыта", — подчеркнул Ходорковский.
В интервью телеканалу "Дождь" он сообщил о том, что он узнал о своем помиловании из выпуска телевизионных новостей. "Когда я услышал о выступлении президента из новостей по телевизору, я понял, что Владимир Владимирович говорит об уже свершившемся факте, я уже достаточно давно наблюдаю за нашим президентом, и для меня это было очевидно2, — отметил Ходорковский.
По его словам, сразу после интервью Путина он отправился собирать бумаги, поскольку предполагал, что его отпустят из колонии в течение суток. Тем не менее Ходорковский не дал ответа, почему сразу после освобождения он отправился в Берлин.
"Я сразу скажу, что не всем фактам я имею объяснения. Все-таки объем информации, которым я владею, ограничен. Я сейчас с чем-то начинаю постепенно разбираться, но я знаю далеко не все", — отметил экс-глава ЮКОСа.
Ходорковский также заявил, что желает бывшему премьер-министру Украины Юлии Тимошенко быстрейшего освобождения. "Очень надеюсь, что президент Янукович, который в последнее время достаточно часто общается с президентом моей страны, возьмет с него пример, вот в этом локальном вопросе — освобождение политзаключенного, хотя бы, для начала, одного", — подчеркнул он.
Ходорковский также рассказал, что Украина для него не безразлична, но он не может говорить о сложившейся на ней ситуации, так как не достаточно осведомлен.