Юлия Тимошенко "фантастическим образом" вышла на свободу, Арсений Яценюк и Виталий Кличко тут же померкли по сравнению с ней, пишут западные СМИ о ситуации в Украине. Канцлер Германии Ангела Меркель провела телефонный разговор с Тимошенко, но Берлин смотрит на эту фигуру "скептически".
Москва может поощрить отделение Крыма и ряда восточных областей Украины, опасается Збигнев Бжезинский, все же надеясь, что Россия "не превратится в полупрогнивший пережиток империализма".
"События новой украинской революции быстро развивались в эти выходные: президент Виктор Янукович бежал из Киева, парламент на 25 мая назначил выборы его преемника. Администрация Обамы предусмотрительно предостерегла Россию от военного вмешательства, но со стороны США и Европы понадобится более изобретательная политика, чтобы помочь Украине прийти к лучшему будущему", — убеждены аналитики The Wall Street Journal.
В редакционной статье говорится: "Россия может попытаться дестабилизировать новое правительство, и она уже намекает на защиту "этнических русских" на востоке и в Крыму".
"В Украине есть структурные элементы демократии в виде функционирующего парламента, оппозиционных партий и свободных СМИ — проблема состоит в качестве ее политиков и в коррупции", — указывает издание. Бывший премьер Тимошенко, освобожденная из тюрьмы в субботу, сделала себе состояние в 1990-е годы на энергетических сделках. "Она может баллотироваться в президенты, но не является объединяющей фигурой", — считают журналисты.
"Путин знает, что успехи демократии в Украине будут вдохновлять российских реформаторов, и именно поэтому его вмешательство не закончится. Западу необходимо дать отпор при помощи дипломатической помощи, денег и более тесных экономических связей", — рекомендует The Wall Street Journal.
Результаты украинского восстания, достигнутые меньше чем за 48 часов, потрясают: глава государства отправлен в отставку, президентские выборы назначены на 25 мая, русский язык лишен статуса официального, три столпа "семьи" Януковича — министр внутренних дел Виталий Захарченко, министр доходов и сборов Александр Клименко и генпрокурор Виктор Пшонка — повержены, пишет из Киева корреспондент Le Figaro Пьер Авриль.
"Все, теперь точно конец, мы победили", — сказал журналисту молодой боец самообороны Майдана. "Посмотрим", — не торопится с выводами Авриль.
Препятствия, стоящие на пути новых хозяев Украины, связаны с угрозой сепаратизма: 23 февраля в столице Крыма Севастополе прошел митинг против "фашистов у власти" в Киеве.
Новая власть также должна найти общий язык с возвысившей ее улицей. В эти выходные у здания Верховной Рады уже появились манифестанты, полные решимости не дать политикам украсть их революцию. "Конец депутатской неприкосновенности!", "Полная чистка!", "Не повторим ошибок 2004 года!" — гласили их плакаты.
"Киевская улица предпочла бы привести к власти лидеров баррикад, а не троих вожаков оппозиции, которых на Майдане регулярно освистывали", — описывает настроение киевлян Авриль.
России нужен "финляндский вариант" в отношении Украины, пишет на страницах The Financial Times Збигнев Бжезинский, известный американский политолог и стратег. "Сейчас, когда в Украине разрастается хаос, Россия все еще может толкнуть Украину к гражданской войне — поощрить и поддержать отделение Крыма и некоторых восточных областей", — пишет он.
Бжезинский советует США объяснить Путину, что "попытки дестабилизировать молодую демократию в Киеве или отделить некоторые части Украины — не говоря уже об открытом или тайном участии России во внутренних конфликтах в соседней стране — вынудят Вашингтон воспользоваться его международным влиянием для шагов, которые причинят Москве крупные экономические потери".
Но еще более животрепещущая задача стоит перед ЕС — разработать пакет антикризисной помощи для Украины, продолжает автор. Бжезинский также советует "убедить" верхнюю десятку украинских олигархов — главных бенефециаров поразительного разгула коррупции — пожертвовать по 1 млрд долларов на финансовую реабилитацию страны". "Сын Януковича, баснословно-богатый дантист, наверняка сможет внести сумму, соразмерную этим 10 млрд".
Бжезинский советует США и ЕС, желательно при содействии России, "по-прежнему требовать, чтобы демократические силы в Киеве заняли позицию национального единения и политической умеренности".
Автор уверен: Украина рано или поздно войдет в демократическую Европу, а Россия последует ее примеру, "если не самоизолируется и не превратится в полупрогнивший пережиток империализма".
Когда на прошлой неделе протесты в Украине сползли в кровопролитие, лидеры других государств принялись выискивать виновников, говорится в статье, опубликованной в New Republic. Россия винила протестующих и многие западные страны, Обама — украинское правительство (заодно осудив влияние России), отмечает Эдвард Джонсон, пишущий диссертацию о политической жизни Украины в Лондонском Университетском колледже.
Считать, что волнения в Украине — это битва Востока и Запада, значит игнорировать главную причину — разногласия в правящей элите страны, которая по-разному смотрела на методы противодействия манифестациям, указывает автор.
"Группа олигархов во главе с Ринатом Ахметовым, политическим "крестным отцом" Януковича, стремилась на европейские рынки и "всегда остерегала от применения силы к протестующим, так как опасалась международных санкций и экономической изоляции". При этом "вице-премьер Сергей Арбузов и глава администрации президента Андрей Клюев ратовали за жесткий курс, в зажигательных выражениях проявляя презрение к протестам", говорится в статье. Эта часть элиты была настроена цепляться за свое положение любой ценой.
Когда режим разрешил спецназу применять боевые патроны против населения, это был "шаг морально обанкротившегося правительства", пишет Джонсон. Но стойкость протестующих вынудила Януковича к уступкам и бегству.
"Он сделал все это вопреки желанию России", — подчеркивает автор. "Гибель десятков граждан и полицейских на киевских улицах — не следствие какой-то геополитической схватки России с Западом, а результат крушения легитимности правительства, которое было внутренне нестабильным, коррумпированным, бандитским", — говорится в статье.
Событий, произошедших в Украине в последние дни, хватило бы на год, пишет Людмила Улицкая в итальянской газете Corriere della Sera.
"Первое и самое ожидаемое событие — то, что Майдан нанес поражение власти Януковича. После того как президент уехал из Киева, еще 64 самолета покинули украинскую столицу, увозя в различные города ближайших соратников Януковича. Я не хотела использовать слово "сообщники", но оно само вырвалось, — пишет Людмила Улицкая. — Вероятно, кто-то полетел в Европу, кто-то — в Россию, иными словами, туда, где у них имеется собственность и капиталы".
"Мне жаль Януковича: его бросили и предали все те, кого он кормил многие годы. Но ничего не поделаешь — в преступном мире, представителем которого является Янукович, так бывает всегда", — утверждает писательница.
"Эта история могла бы послужить сценарием для политического триллера, если бы в ходе последних событий на площади гибли каскадеры, а не реальные борцы с властью, — продолжает автор статьи. — По сути, эти факты напоминают уже виденные кадры: тень Чаушеску нависла над Януковичем, и хочется надеяться, что он не повторит его судьбу. Хотя, по правде говоря, судьба Украины волнует намного больше", — отмечает Улицкая.
После падения Януковича в Украине возможно все — это доказывает фантастическое возвращение экс-премьера Юлии Тимошенко, пишут журналисты немецкого журнала Der Spiegel, озаглавив материал "Берлин смотрит на Тимошенко со скептицизмом".
Сразу после освобождения Тимошенко выступила на Майдане, на следующий день ее приближенный Александр Турчинов взял на себя обязанности главы государства. Лидеры протестного движения Арсений Яценюк и Виталий Кличко меркнут по сравнению с бывшим премьером — именно Тимошенко суждено сыграть центральную роль на "Украине после Януковича", полагают авторы.
Берлин "принимает все это к сведению, но большой эйфории явно не испытывает". В воскресенье канцлер Ангела Меркель провела телефонный разговор с бывшим премьером, и все указывает на то, что это была "сухая" беседа.
"Слишком уж велик в немецком правительстве и бундестаге скептицизм по отношению к политику, на которого 10 лет назад, в период "оранжевой революции", возлагали большие надежды, но который в конечном итоге разочаровал многих", — объясняют журналисты. Тимошенко часто вела себя бескомпромиссно и крайне эгоистично, а порой "непрозрачно".
Негативно относятся к Тимошенко и многие украинцы, говорится в статье. Они помнят ее деятельность в газовом бизнесе. Для ее противников бывший премьер-министр является частью политического истеблишмента так же, как и ушедшее руководство.
По информации близких к немецкому правительству кругов, Меркель поздравила Тимошенко с освобождением и пригласила на лечение в Германию, но после этого четко дала понять, что Тимошенко "должна посвятить свою политическую деятельность сохранению единства страны", "должна прислушиваться к людям, в том числе и на востоке Украины", а также "постараться добиться согласия в рядах политических сил, представлявших оппозицию".
Немецкий канцлер открыта для контактов с Тимошенко, подчеркивает Der Spiegel.
Революция дала русскому этническому большинству в Крыму лучшую за все время возможность отколоться от Киева и вернуться под контроль России, пишет Саймон Шустер в статье для Time. "Мы теперь должны защищать собственный город", — сказал вернувшийся из Киева в Севастополь боец "Беркута". В Севастополе размещена российская военно-морская база с 25 тыс. военных, и большая часть жителей Крыма считают себя русскими, а не украинцами, сообщает читателям автор.
В среду Татьяна Ермакова, глава "Русской общины Севастополя", направила в Кремль обращение с просьбой, чтобы России прислала войска с целью "предотвратить геноцид русского населения Крыма", передает Шустер. "Хотя Кремль еще не ответил на ее просьбу, Россия использовала подобное обращение как предлог для военного вторжения в Южную Осетию, отколовшийся регион Грузии, в 2008 году", — отмечает журналист.
Ранее в тот же день делегация высокопоставленных российских дипломатов прибыла в Украину, в Харькове они встретились с 3 тыс. местных и муниципальных чиновников свергнутого правительства. "Вместе пророссийские украинские чиновники и российская делегация приняли резолюцию, осуждающую лидеров революции как "экстремистов и террористов", — пишет Шустер.
Пока революционеры отказываются сложить оружие и освободить правительственные здания, местные власти в Крыму и на востоке Украины не будут подчиняться их решениям и "возьмут ответственность за поддержание конституционного порядка на себя".
"Этот документ граничит с отделением. По крайней мере, он обозначает решительный отказ признать легитимным революционное правительство", — комментирует автор статьи. Особое беспокойство Запада вызвала та часть резолюции, которая призывает граждан формировать отряды ополчения в Крыму и на востоке Украины "в сотрудничестве с региональными структурами безопасности", пишет Шустер.
Перспектива возвращения Юлии Тимошенко в политику вселяет страх за будущее все более нестабильной и волатильной Украины, пишет в The Daily Mail обозреватель Эдвард Лукас. Многие украинские и зарубежные политики недооценивают Тимошенко из-за ее внешности и кокетливых манер. "Истина в том, что ее решимость ужасает. Никто и ничто ей не помеха", — заявляет автор.
Лукас делится личными впечатлениями: "Я много раз брал у нее интервью. Ее мимика и жесты, глаза, кокетливое встряхивание головой и воркующий голос оказывают почти гипнотический эффект. Но она также способна на взрывы гнева. Я видел, как она визжала и ругалась при ужасных вспышках ярости: котенок оборачивается тигрицей".
Как бы то ни было, своим очарованием Тимошенко "даже сделала так, чтобы на каменном лице Путина появилась улыбка".
Автор признает: Тимошенко умеет вести избирательные кампании (ей по карману лучшие политтехнологи и имиджмейкеры, и она блестящий оратор). "Но, как только она вступает в должность, начинаются настоящие беды. Одна из причин — ее полная неспособность работать в команде. От помощников и коллег ожидается, что они должны угадывать ее желания и выполнять их. Если они угадывают неправильно, она взрывается", — утверждает автор.
По мнению Лукаса, Тимошенко также склонна к иррациональному, часто честолюбивому полету фантазии, верит в гороскопы и экстрасенсов, более того — считает себя реинтернацией Эвы Перон. Также следует опасаться совпадения деловых и политических интересов Тимошенко, считает автор.
"Она быстро нажила колоссальное состояние в отрасли, для которой требовались стальные нервы, и в эпоху, когда коммерческие споры разрешались самыми грубыми средствами. В те годы экономической нестабильности непрозрачные связи с официальными лицами иногда бывали самым ценным активом компаний", — говорится в статье.
Тимошенко была министром энергетики в правительстве Павла Лазаренко. "За эти два года у Украины было украдено 120 млрд фунтов, по данным ООН. Лазаренко сейчас отбывает 9-летний срок в Америке", — напоминает Лукас.
В дни "оранжевой революции" Тимошенко расцвела. Но на посту премьера "ее авторитарный стиль и непоследовательный политический курс не завоевали ей много друзей".
По мнению Лукаса, Тимошенко не понимала, насколько масштабные реформы нужны Украине — по образцу Эстонии и Польши — и как к ним приступить. "Для нее политика — это достижение и сохранение власти, а не улучшение жизни избирателей", — пишет автор. В ее бытность премьером эйфория настолько выдохлась, что украинцы от отчаяния проголосовали за Януковича.
Если Тимошенко сможет извлечь уроки из своих ошибок, она станет лидером, в котором нуждается Украина. "Но все, что я знаю о ее своекорыстности, ее жадном властолюбии и ее презрении к собственному народу, заставляет меня усомниться в этом", — заключает Лукас.