"В 1983 году телекомпания ABC показала фильм под названием "На следующий день" о том, как обмен ядерными ударами между супердержавами разрушил жизнь простых американцев в двух городах на Среднем Западе. Конфликт начался с наращивания российских войск в Восточной Европе (которое Москва сначала назвала военными учениями), а потом постепенно дошел до точки, когда обе стороны запустили ядерные ракеты", — напоминает обозреватель Forbes Лорен Томпсон.
Американцы всерьез не задумывались о подобных сценариях с тех пор, как закончилась холодная война, отмечает автор. Однако конфликт, разгоревшийся в этом году из-за Украины, стал напоминанием о том, что Россия остается ядерной супердержавой.
"По сути дела, у Москвы сегодня может быть более серьезная причина для беспокойства, потому что она утратила служивших буфером союзников, которые предохраняли ее от атаки с Запада во время холодной войны, и сейчас ее столица находится всего в нескольких минутах лета реактивного самолета (и еще меньше — ракеты) от ее западной границы с Украиной", — говорится в статье.
"Один аспект военного равновесия в регионе, который требует внимания, — это присутствие так называемого нестратегического ядерного оружия с обеих сторон", — отмечает Томпсон.
По данным Эми Вульф из Службы проведения исследований Конгресса США, в Европе находятся примерно 200 единиц американского оружия подобного типа. Вульф утверждает, что в арсенале России имеются 2 тыс. нестратегических ядерных боеголовок.
В исследовании 2011 года, проведенном RAND Corporation, сделаны выводы о том, что российская военная доктрина допускает возможность применения ядерного оружия в ответ на агрессию с использованием обычных видов вооружений, отмечает Томпсон. "США и их партнеры по НАТО также предусматривают возможность использования ядерного оружия в случае войны в Европе", — пишет автор статьи.
Лорен Томпсон излагает четыре пути, по которым, с его точки зрения, то, что начиналось как локальный кризис, может превратиться во что-то гораздо худшее.
"На фоне того как США за последние несколько десятилетий совершали ошибки то в одной неудачной военной кампании, то в другой, стало ясно, что Вашингтону не слишком хорошо дается интерпретация данных разведки", — считает автор. Подобные же проблемы, по его мнению, существуют и в Москве. "Любое значительное размещение американских войск в регионе может привести к обострению ситуации со стороны России", — предполагает он.
Когда напряженность высока, лидеры противостоящих сторон зачастую стараются посылать сигналы о своих намерениях, говорится в статье. Но значение подобных сигналов можно запросто интерпретировать неверно, отмечает автор вторую причину серьезной эскалации конфликта.
"Если военная конфронтация между Россией и НАТО приведет к конфликту с использованием обычных вооружений, одна из сторон, в конечном итоге, проиграет", — рассуждает Томпсон.
Москве придется иметь в виду возможность постоянного присутствия врага неподалеку от центра страны, в то время как Вашингтону, возможно, придется иметь дело с падением НАТО, говорится в статье. В таких обстоятельствах использование "всего" одной из двух ядерных боеголовок тактического назначения, чтобы предотвратить исход с такими далеко идущими последствиями, может показаться приемлемым, предполагает автор.
"Стратегическое ядерное оружие, такое как межконтинентальные баллистические ракеты, находится под жестким контролем высшего военного командования в России и Америке, что делает его несанкционированное или случайное применение практически невозможным", — пишет Томпсон.
Это в меньшей степени относится к нестратегическому ядерному оружию, которое в какой-то момент в процессе эскалации конфликта придется передать в распоряжение местных командующих, отмечает он четвертую причину своих опасений.
Если рассмотреть все процессы, которые приводят к снижению самообладания во время войны, кажется справедливым предположить, что военная конфронтация между НАТО и Россией может каким-либо образом выйти из-под контроля, вплоть до применения ядерного оружия, приходит к заключению американский автор.