В эксклюзивном интервью литовской версии портала DELFI генеральный секретарь отметил, что в подписанном в 1997 году Основополагающем акте Россия-НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности речь идет не только об избежании развертывания постоянных сил союзников в Восточной Европе, но и о современной и ожидаемой в будущем обстановке в области безопасности .
"Но обстановка изменилась, поэтому мы обязаны обеспечить эффективную защиту и защиту союзников. По этой причине мы уже предприняли шаги для укрепления нашей коллективной обороны, в том числе укрепление миссии воздушной полиции над тремя странами Балтии. Мы, конечно, не колеблясь, примем дальнейшие меры, если это будет необходимо. Это включает в себя обновление планов по обороне, укрепление учений и соответствующее развертывание мощностей", — сказал в интервью DELFI Расмуссен.
Аннексия Крыма Россией и продолжающиеся волнения в Украине принципиально изменили обстановку в области безопасности. Но проблема в том, что мы еще не видели в Украине обычного вооруженного конфликта, мы видели "зеленых человечков", которые отрицали свою причастность к любой стороне. В связи с этим вопрос — насколько НАТО юридически готов ответить не на обычный вооруженный конфликт, но гибрид войны, если, скажем, в государстве НАТО вдруг появятся "зеленые человечки" ? Вы юридически будете готовы ответить?
Прежде всего, позвольте мне заверить вас, что мы готовы защищать всех союзников против любой угрозы. Тем не менее, я согласен, что мы сталкиваемся с новым типом средств ведения войны. Поэтому очевидно, что нам придется адаптироваться. Мы это примем во внимание.
Но это не меняет того факта, что мы сейчас готовы обеспечить эффективную защиту всех союзников и их безопасности.
Тем не менее, невиданная доселе незаконная агрессия России против Украины драматически изменила ситуацию в области безопасности в Европе. НАТО, конечно, к ней адаптируется.
В 1997 году НАТО и Россия подписали Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности. В нем в частности говорится, что "государства-члены НАТО и Россия (…) в целях повышения стабильности примут меры для предотвращения потенциальной угрозы и создания обычных вооруженных сил в согласованных европейских регионах, в том числе Центральной и Восточной Европе". Мы, конечно, понимаем, что этот документ является основной причиной, почему НАТО неохотно разместить постоянный военный потенциал в Восточной Европе, но на ваш взгляд, не является ли подписание акта ошибкой?
Нет, я думаю, что это было правильное решение. За более чем двадцать лет мы постарались создать конструктивные и базирующиеся на сотрудничестве отношения с Россией. Это соглашение создало первую политическую структуру по сотрудничеству России и НАТО. В этом соглашении мы также отметили, что не применим силу против друг друга.
Я думаю, что это важно для всех союзников НАТО, мы им руководствуемся, я надеюсь, что Россия поступит так же. Я все еще думаю, что было правильным наладить диалог с Россией.
Сегодня, очевидно, что Россия считает НАТО оппонентом, но мы готовы адаптироваться и справиться с текущей ситуацией.
Тем не менее, если Россия не соблюдает нормы международного права и свои обязательства, то почему мы должны держать свои обещания?
Мы опираемся на правила, которые составляют каркас международной системы. Мы верим, что это служит интересам наших союзников. Тем не менее, ясно, что мы должны адаптироваться к новой ситуации в области безопасности в Европе. Напомню, что в Основополагающем акте Россия-НАТО говорится о современной и будущей среде безопасности, но ситуация изменилась, поэтому у нас есть обязательство обеспечить эффективную защиту и защиту союзников.
По этой причине, мы уже предприняли шаги для укрепления нашей коллективной обороны , в том числе укрепления миссии воздушной полиции над странами Балтии .
Мы, конечно, не колеблясь, примем дальнейшие меры, если это будет необходимо. Это включает в себя обновление планов по обороне, укрепление учений и соответствующее развертывание мощностей.
В 2008 году Россия вторглась в Грузию. Некоторое время спустя на саммите в Бухаресте Грузии не предложили план действий по членству в организации. В этом году Россия аннексировала Крым, и сразу вскоре после этого правительство Арсения Яценюка объявило, что Украина не намерена стать членом НАТО. На ваш взгляд, не означает это, что у России есть неофициальное право вето на вступления стран "ближнего зарубежья" в НАТО?
У России однозначно нет права вето. Только НАТО решает, кого принять в Альянс или кому дать права доступа к нашему союзу. И только отдельные страны решают, будут ли они стремиться к членству в НАТО. Уж точно не России это решать.
Тем не менее, мы в полной мере уважаем решение Украины в настоящее время не стремится стать членом НАТО.
В 2008 году во время Бухарестского саммита мы решили, что Украина станет членом НАТО, если она проявит соответствующее стремление и будет соответствовать заданным критериям. Но только сама Украина может принять такое решение.
Уже не припомню, сколько раз президент России Владимир Путин утверждал, что отдал приказ российским вооруженным силам отступить от восточных границ Украины. Какова ситуация сейчас, как вы думаете, почему президент Путин играет в эти игры?
Ну, я буду гадать о его мотивах. Мы слышали несколько сообщений об этом, но в конечном счете, кажется, что они действительно начали по крайней мере частичный вывод российских сил.
По моей оценке, они отводят около двух третей своих сил от границы с Украиной. Тем не менее, там все еще остается довольно значительный потенциал военных. Вооруженные силы по-прежнему готовы атаковать Украину, если только будет отдан приказ.
Мы призываем Россию вывести все войска и остановить дестабилизацию ситуации в восточной части Украины.
Литовские политические партии договорились об увеличении оборонного бюджета до 2 процентов валового внутреннего продукта (ВВП) к 2020 году. Тем не менее, на ваш взгляд, что еще такая маленькая страна может сделать, чтобы лучше подготовиться к реагированию на угрозы?
В этом смысле я действительно ценю политическое решение к постпенному увелечению до 2 процентов ВВП средств, выделяемых на оборону. Это очень важное и правильное решение. Мы должны больше инвестировать в оборону и модернизацию военного потенциала.
Действия России в Украине стали сигналом будильника. Это напоминание о том, что мы не в состоянии безопасность и стабильность в Европе считать само собой разумеющимся вопросом. Поэтому все союзники должны выполнять свои обязанности по обеспечению коллективной обороны. Это требует ресурсов. Таким образом мы должны остановить тенденцию, урезания бюджета, и постепенно увеличивать инвестиции в оборону.
Я также хочу подчеркнуть, что Литва готовится инвестировать больше средств в современную военную технику. Так что это очень важный и правильный шаг.
Последний вопрос — ожидается ли после президентских выборов больше стабильности в Украине?
Я надеюсь на это. Но, тем не менее, мы видим, дестабилизирующие действия на востоке Украины. Но хорошей новостью является то, что новый президент Петр Порошенко получил очень четкий мандат украинской нации. Я надеюсь, что это будет стабилизировать ситуацию.
Украине необходимо проводить комплексную реформу, которая требует сильного политического руководства. Первый шаг был сделан только сейчас, президент получил четкий мандат, и я остаюсь оптимистом и верю, что это поможет стабилизировать ситуацию в Украине.