"У нас хватит на месяц непрерывного просмотра только видеоматериалов того дня. За 8 часов совершены сотни преступлений, в которых надо разбираться", — сказал общественный деятель из Одессы Сергей Дибров, координирующий работу "комиссии 2 мая". В ее составе — журналисты и эксперты, которые стремятся провести независимое расследование самых кровавых беспорядков в послевоенной истории Одессы. 2 мая в результате столкновений сторонников единой Украины ("Евромайдана") и сторонников федерализации ("Антимайдана" или Куликова поля) погибли как минимум 48 и ранены сотни человек.
"Комиссия 2 мая" столкнулась со сложностями уже в момент объявления о начале своей работы 12 мая — возникли споры о составе. Если сторонников федерализации Украины в Одессе не удовлетворило то, что их интересы в комиссии представляет лишь один журналист, Юрий Ткачев из местного издания "Таймер", то другие, наоборот, требовали исключения Ткачева из состава комиссии. "Я настоял на том, чтобы он остался. Я хочу, чтобы нас услышал весь город", — объяснил свое решение Дибров. Комиссия, по его словам, не пытается заменить официальное следствие, хотя и не доверяет ему. Доверия не прибавляет и то, что международные эксперты к расследованию не привлекаются. Данный факт подтвердили DW в МВД Украины.
Кто первым начал
Меньше всего противоречий у членов комиссии по вопросу о том, какая сторона стала зачинщиком беспорядков. Тот же Юрий Ткачев в разговоре с корреспондентом DW не стал отрицать, что "есть основания считать инициаторами беспорядков" сторонников федерализации, а первым погибшим от пулевого ранения в Одессе, по официальным данным, стал участник колонны "Евромайдана".
Однако, если это и была провокация боевиков, то представители противоборствующей стороны к ней готовились, у них тоже было оружие и амуниция, отметил Ткачев. Из шести человек, причиной смерти которых признаны пулевые ранения, не менее трех человек являлись сторонниками "Антимайдана", сказал Ткачев в беседе с корреспондентом DW, ссылаясь на официальные данные МВД. Всего, по оценке Сергея Диброва, до 10 человек в столкновениях 2 мая пользовались именно огнестрельным оружием.
Загадки расследования
В первых числах июня журналисты из "комиссии 2 мая" собираются опубликовать первые предварительные результаты своего расследования. "Мы хотим показать, что и когда произошло, расписав события по минутам", — сказал Дибров. Первые столкновения произошли в центре города, между улицами Греческой и Дерибасовской, а затем переместились к Дому профсоюзов, находящемуся рядом с главным железнодорожным вокзалом.
Почему так важно восстановить хронологию событий, показывает, например, один эпизод с началом пожара в Доме профсоюзов, где погибло больше всего людей, считает Дибров: "Первый выпал из окна, когда еще не было ни дыма, ни огня. Никто не понял, почему. Через 3 секунды люди уже в панике бежали туда, потому что часть здания была в огне, и практически сразу за первым выпали еще 10 человек". Не исключено, что основной причиной пожара стали вовсе не "коктейли Молотова", которые бросали друг в друга участники противостояния, а располагавшийся внутри здания электрогенератор, работающий на бензине с баком на 18 литров и запасными канистрами, сказал Дибров.
Версия с газом
Представители официальных органов Одессы в первые дни после трагедии предложили общественности сразу четыре разные версии того, почему пожар в Доме профсоюзов унес так много жизней. Одной из них стала версия применения отравляющих веществ, например, хлороформа или хлорпикрина. Так, заместитель начальника экспертной службы МВД Украины Андрей Коструб заявил, что "в двух очагах возгорания в Доме профсоюзов <…> были обнаружены сполуки (соединения — Ред.) хлороформа".
Большая часть версий об использовании отравляющих газов несостоятельна, считают члены комиссии, ссылаясь на мнения, высказанные различными независимыми экспертами. Для окончательного анализа нужны данные химической экспертизы, которых до сих пор нет. Однако никто из комиссии не спешит исключать версию, что отравляющие вещества могли применяться в отдельных помещениях Дома профсоюзов. Потому что иначе трудно найти объяснение, например, смерти четырех человек в правом крыле здания на пятом этаже. "Там не было никакого огня. Отчего они умерли?" — недоумевает еще один член "комиссии 2 мая", журналистка Вера Запорожец.
Как в детективе Агаты Кристи
Члены комиссии расходятся во мнениях о том, до какой степени события 2 мая в Одессе были срежиссированными. Но спонтанными беспорядки в Одессе не считает никто. "Все понимали, что 2 мая что-то произойдет", — сказал Дибров. Предупредительным сигналом стало то, что незадолго до трагедии прервался еженедельный контакт между представителями двух противостоящих друг другу лагерей.
Проблема расследования заключается в том, что у трагедии 2 мая было "много выгодополучателей", сказал Дибров. Даже официальное следствие отрабатывает четыре версии, согласно которым мотив можно усмотреть у различных групп интересов. На фоне напряженности в российско-украинских отношениях трагедия в Одессе дала возможность участникам общественных дискуссий как в России, так и на Украине выдвигать теории заговора, включая самые фантастические, и обвинять в причастности к столкновениям в Одессе кого угодно, начиная от российской ФСБ и заканчивая украинским СНБО.
Такие дебаты отрываются от реальности совершенных преступлений и их последствий для самой Одессы, полагает журналистка Вера Запорожец. Она обратила внимание на то, что единственным реальным следствием трагедии 2 мая стала, по ее мнению, смена власти в области. Губернатора Владимира Немировского, пробывшего на своем посту лишь два месяца, сменили Игорь Палица и его команда. Сам Палица в одном из своих первых заявлений на посту главы обладминистрации обвинил ряд местных политиков в желании "попиариться" на трагедии 2 мая.
Отдельное место в независимом расследовании должно занять выяснение роли сотрудников органов правопорядка Одессы. По многочисленным любительским видеоматериалам легко убедиться в том, что, по меньшей мере, они сделали не все возможное, чтобы предотвратить беспорядки и человеческие жертвы, а по большей, — попустительствовали им. Одна из официальных версий трагедии — "противоправная деятельность местной власти и правоохранительных органов одесского региона для дискредитации действующей власти". "По моим наблюдениям, поведение милиции было направлено на то, чтобы способствовать максимальному количеству жертв с обеих сторон", — считает Запорожец. Ее интересует, какую роль играли переодетые в штатское сотрудники МВД в Доме профсоюзов, которых она, по ее утверждению, лично видела выходящими оттуда вечером 2 мая в разгар противостояния.
Результаты официального следствия не следует ждать ранее весны следующего года, полагает Сергей Дибров. Впрочем, и окончательные выводы независимой "комиссии 2 мая", по его словам, ждать можно не ранее, чем через полгода.