39-летний Венсен Ламбер оказался полностью парализован после аварии на мотоцикле, и его семья разделилась в вопросе о том, надо ли искусственно поддерживать его жизнь. Его родители обратились в Европейский суд по правам человека.
Дело считается беспрецедентным для Франции, где эвтаназия запрещена, хотя в некоторых случаях врачам разрешено отключение аппаратов жизнеобеспечения. Они могут сделать это на основании закона, принятого в 2005 году, в котором содержится положение о том, что жизнь не должна быть продлена "искусственно через ненужное или неоправданное лечение".
Президент Франции Франсуа Олланд намерен изменить закон в следующем году, чтобы разрешить "оказание медпомощи для достойного завершения жизни".
Когда лечащие врачи Ламбера в больнице Реймса на северо-востоке Франции решили в прошлом году, что нужно прекратить питание и гидратацию пациента, его жена Рейчел и некоторые братья и сестры согласились.
Но родители, сестра и сводный брат Ламбера оспорили решение о прекращении его жизни и обратились в суд. Мать Ламберта, как сообщается, является глубоко верующим человеком. Врачи утверждали, что у пациента практически полностью потеряно сознание и не сохранился интеллект, несмотря на то, что он способен чувствовать боль и двигать глазами.
Пассивная эвстаназия происходит, когда пациент умирает из-за того, что медицинские работники либо не сделали все необходимое, чтобы сохранить его жизнь, или прекратили делать что-то, что поддерживает жизнь пациента.
Примеры таких действий:
отключение аппарата искусственного жизнеобеспечения
отключение трубок искусственного питания
отказ от проведения операций, продлевающих жизнь
отказ от назначения продлевающих жизнь лекарств
Административный суд вынес решение в пользу родителей, заключив, что их права не были соблюдены. После нескольких месяцев юридических споров о дальнейшей судьбе Ламбера, расколовших семью, его жена передала дело в высшую судебную инстанцию Франции. Общественный докладчик суда Реми Келлер с помощью трех экспертов в области неврологии провел расследование дела.
Келлер пришел к выводу, что не было никакой надежды ни на восстановление, ни на то, что искусственное питание и гидрация оказывают какое-то положительное воздействие на организм пациента.
Он также сказал, что большинство экспертов, как и членов семьи Ламбера, были за то, чтобы прекратить процедуры искусственной поддержки жизнедеятельности.
Жена Ламбера настаивала, что ее муж сам несколько раз говорил еще до аварии, что если с ним что-нибудь случится, у него нет ни малейшего желания жить в "состоянии зависимости".