Как удалось выяснить журналистам, операции должны были "спровоцировать политические изменения" и были начаты вскоре после ареста кубинскими властями в декабре 2009 года гражданина США Алана Гросса по подозрению в шпионаже. Как отмечает ABС News, работа диверсантов была крайне рискованной, в первую очередь из-за их непрофессионализма.
Молодые шпионы из Коста-Рики использовали в качестве прикрытия для рекрутинга политических активистов семинары по профилактике ВИЧ, что может подорвать доверие к проектам USAID в области здравоохранения по всему миру. Участники секретного проекта были дилетантами. Кубинские власти заинтересовались тем, кто финансирует их деятельность, а никакой страховки или схем отступления для молодых людей предусмотрено не было.
Задействованные в проекте венесуэльцы и перуанцы внедрялись в кубинские студенческие сообщества с тем, чтобы впоследствии вербовать студентов для антиправительственной деятельности.
Шпионы вели электронный реестр потенциальных лидеров, оценивая их качества. При этом многих кубинцев использовали втемную, по крайней мере, когда ситуация прояснилась, молодые люди были весьма удивлены тем, что их зарубежные друзья действовали от имени правительства США.
После начала проекта главный исполнитель, организация Creative Associates International, изменила свою стратегию, переключившись с отправки иностранцев на Кубу на предоставление виз "новым лидерам и их обучению вне островного государства".
Как указывает SFgate, около десятка латиноамериканцев из Венесуэлы, Коста-Рики и Перу работали на кубинский проект, получая плату в размере от 5 долларов 41 центра в час. Для них провели "жалкий 30-минутный семинар", посвященный способам уклонения от кубинской разведки. Как выяснили журналисты, инструкторы объясняли диверсантам, что в случае разоблачения их не ждет ничего дурного, поскольку кубинские власти не заинтересованы в скандалах с участием иностранцев.
The Washington Post рассказывает о некоторых из участников секретной миссии. Один из них — Фернандо Мурильо, харизматичный лидер группы молодежи, идеалист, защитник прав человека и бывший бойскаут. Он был отправлен в Гавану из Коста-Рики 5 апреля 2010 года.
Заданием Мурильо был завербовать молодых кубинцев для антиправительственной деятельности. Ему было поручено отмечаться каждые 48 часов. Для этого была разработана специальная система кодов. Например, сообщение "у меня болит голова", переданное кураторам, означало, что кубинские власти что-то заподозрили и миссия должна быть приостановлена.
Молодой человек участвовал в создании творческой группы художников и музыкантов, которая называла себя "Революция". Мурильо не говорил друзьям, что работает для USAID, его дед не был "мучеником революции".
Пока коста-риканские диверсанты были сосредоточены на семинаре по ВИЧ и другим программам, команды венесуэльцев и перуанцев внедрялись в студенческие общины. Их миссией была вербовка студентов для последующего превращения их в рьяных оппозиционеров.
Для воплощения плана Creative Associates International контактировала с венесуэльским адвокатом Хаймаром Кастильо и группой под названием "Ренова". Администратор группы Аджайра Андраде, которую называли "мамой молодых активистов", рассказала о том, как проходила подготовка к миссии.
Она напомнила о том, что возглавлявший в то врем Венесуэлу Уго Чавес был ближайшим сторонником Фиделя и Рауля Кастро, и это обстоятельство делало миссию венесуэльцев особенно рискованной. Для финансирования операции использовался анонимный банковский счет в Панаме.
Трое участников "Реновы" прибыли в Гавану в апреле 2010 года под предлогом посещения кубинских друзей. В своих отчетах они в подробностях описывали студентов и их быт, перечисляя потенциальных рекрутов и их личные качества. Кроме того, они направили организаторам миссии данные о роли Союза коммунистической молодежи и перечислили часто встречающиеся поводы для негативных высказываний в адрес правительства. В число потенциальных участников антиправительственного движения были включены около 30 человек.
Программа вербовки была свернута после 3 сентября 2010 года, когда менеджер Creative Associates International Ирвинг Перес объявил о смене стратегии. Некоторые из грантов были прекращены, в том числе те, по которым работали перуанцы и венесуэльцы. Тем, кто остался работать на Кубе, переправляли наличные, используя "мулов", как называют своих курьеров контрабандисты.