christophe de margerie
Fоtо: AFP/Scanpix
Президент Total Кристоф де Маржери был убежден, что нефтяные компании должны "идти туда, где есть нефть", и "обожал Россию", говорится в некрологах. "Ночью во Внуково его самолет столкнулся со снегоуборочной машиной, которой управлял пьяный русский", и "конспирологические теории тут неуместны", пишут западные СМИ.

Чуть ранее на встрече с Медведевым он критиковал санкции ЕС и США, но одновременно просил Россию "сделать то, что необходимо", чтобы улучшить отношения с Западом.

"Дело не в трагическом стечении обстоятельств, а в преступной небрежности сотрудников" аэропорта "Внуково", — пишет Изабель Мандро, московский корреспондент французского издания Le Monde. — Таково обнародованное во вторник, 21 октября, первое заключение российских следователей о причинах авиакатастрофы, унесшей жизнь Кристофа де Маржери, президента французского нефтяного гиганта Total, а также трех членов экипажа в понедельник вечером".

Следственная группа поначалу сосредоточилась на четырех гипотезах — "ошибка пилотирования, ошибка диспетчеров, ошибочные действия пилота и плохая видимость". Потом на прицел был взят Владимир В., водитель снегоуборочной машины лет 60, не пострадавший во время аварии, но получивший шок и сразу же подвергнутый проверкам. "Он был пьян", — вскоре заявил Владимир Маркин, официальный представитель СК.

Следователи также сообщили, что некоторые представители руководства аэропорта, которые, возможно, пытались препятствовать расследованию, будут вскоре "отстранены от своих обязанностей".

"Последний шаг Кристофа де Маржери в качестве главного управляющего Total не оставлял никаких сомнений в том, как он относился к путинской России", — считают журналисты Bloomberg Мэттью Кэмпбелл и Тара Патель. Выступая в Москве за несколько часов до гибели в авиакатастрофе, де Маржери назвал санкции ЕС и США в отношении России "несправедливыми и бесполезными" и высказался против попыток "изолировать Россию от основного глобального экономического и политического процесса".

"Хотя европейские гигантские корпорации, от Siemens до Renault, выстроили тесные отношения с Россией, большинство лидеров бизнеса предпочитают не предавать свои лоббистские усилия огласке, дабы не обидеть правительства, которые твердо намерены наказать Путина", — говорится в статье. Однако у де Маржери были веские причины защищать Россию: под его руководством Total сделала крупную ставку на эту страну. Вместе с "Новатэком" она развивала СПГ-терминал в Арктике, вместе с "Лукойлом" искала нефть в Сибири, рассказывают журналисты.

Де Маржери неоднократно заявлял на конференциях по всему миру, что без российских запасов невозможно удовлетворить глобальный рост спроса на энергоносители, и не скрывал недовольства санкциями. Ни одна крупная нефтяная компания не ратовала против изоляции России столь энергично, как Total.

"Стремление де Маржери добывать все больше нефти и газа побудило его в последние недели заявить, что он "делает все", чтобы осуществить его ключевой российский проект — работы в газовой индустрии на Ямале с бюджетом в 27 млрд долларов. После санкций США, которые запрещают кредитовать проект в долларах, де Маржери рассчитывал на китайские банки, сообщает издание.

В России Кристофу де Маржери отдал дань уважения его друг Геннадий Тимченко, пишет Бенжамен Кенель в газете Les Echos. В послании, направленном изданию, Тимченко рассказал о своей грусти и "огромной личной симпатии к Кристофу", который был совладельцем газовой группы "Новатэк", с которой Total начал строительство в Арктике одного из самых крупных предприятий в мире по производству сжиженного газа.

Эти два человека были сопредседателями экономического совета Франко-российской торгово-промышленной палаты и регулярно встречались, в Париже, Москве, Санкт-Петербурге, пишет корреспондент. "Тимченко и де Маржери создали прочные связи между своими группами. Total в 2011 году вошла в "Новатэк" со своим капиталом и заплатила значительную цену за союз с новой газовой компанией, действующей в тени "Газпрома". Total довела свое участие до 18%, прежде чем прекратить приобретение акций в июле этого года — после крушения малайзийского Boeing в небе над восточными областями Украины, пишет автор статьи.

"Как ни парадоксально, украинский кризис еще больше укрепил связи между де Маржери и Россией. Когда Геннадий Тимченко оказался в американском санкционном списке, глава Total встал на его защиту", — продолжает Кенель. "Это мой друг. И это идет от сердца", — заявил он на экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Он не только принял участие в этом "русском Давосе", но даже подписал в этом году соглашение с российской компанией "Лукойл" о разведке запасов сланцевой нефти в Сибири, говорится в статье.

Глава Total опасался ужесточения позиции Франции в отношении России в украинском кризисе. Он неоднократно обсуждал этот вопрос с президентом Олландом и министром иностранных дел Лораном Фабиусом. "К его голосу прислушивались в руководстве страны, — говорит Эмманюэль Киде, президент Франко-российской торгово-промышленной палаты, принимавший участие в заседании КСИИ. — Он обожал Россию и русских. Он испытывал страсть по отношению к русским!"

"За несколько часов до того, как глава Total SA Кристоф де Маржери погиб в авиакатастрофе в Москве, французский нефтяной магнат боролся за дело, которое ему частенько приходилось отстаивать на протяжении 40-летней карьеры, — прекращение торговых санкций, которые могли нанести вред его бизнесу", — пишет The Wall Street Journal. В ходе встречи за закрытыми дверями с российским премьером Дмитрием Медведевым, где присутствовали и другие главы иностранных компаний, он критиковал санкции, которые ЕС и США ввели против России, но одновременно просил Россию "сделать то, что необходимо", чтобы улучшить отношения с Западом.

Де Маржери был критиком карательных мер, принятых Евросоюзом после присоединения к России Крыма весной и в свете поддержки Кремлем пророссийских сепаратистов, предположительно виновных в случайной гибели пассажирского авиалайнера, говорится в статье. "Не он один" имел такой взгляд, заметил Паоло Скарони, бывший исполнительный директор итальянского нефтяного гиганта Eni SpA.

В речи в понедельник де Маржери привел следующий аргумент: "Бизнес является силой добра, каналом для диалога", а в нынешней ситуации он оказался "в заложниках у политики". "Для де Маржери, который был близок как с Путиным, как и с Медведевым, это воззвание носило отчасти личный характер", — пишут авторы статьи. "Господин премьер-министр, у России много друзей и партнеров на Западе. Мы не считаем, что Россию можно изолировать от крупных глобальных экономических и политических процессов", — заявил он.

Жизнь современного топ-менеджера — это не только высокие оклады, но и вечные разъезды, констатирует обозреватель The Wall Street Journal Холмэн У.Дженкинс-мл. "В конце концов этот образ жизни погубил Кристофа де Маржери, главу французского нефтяного гиганта Total. Поздно ночью в понедельник в московском аэропорту Внуково его служебный самолет столкнулся со снегоуборочной машиной, которой управлял пьяный русский", — говорится в статье.

Конспирологические теории неуместны, считает автор: "Посмотрите, как расторопно российские власти признали, что водитель был пьян, как быстро они пригласили французских следователей участвовать в дознании, изучите телеграмму Владимира Путина президенту Олланду, в которой выражается сожаление о безвременной кончине "настоящего друга России".

Де Маржери вступал в деловые отношения со всеми, кто бы ни контролировал доступ на месторождения, на любых условиях, которые они предлагали. "Он был скорее прав, чем неправ, когда говорил, что нефтяные компании должны "идти туда, где есть нефть", — считает автор, оговариваясь, что "Ирак — иной случай".

Французские и российские нефтяные компании поддерживали в Саддаме Хусейне иллюзию, будто у него есть могущественные союзники, способные отвратить угрозу вторжения США. "Вполне возможно, что Саддам предпочел бы выездную визу, предложенную администрацией Буша, если бы всерьез уяснил, что альтернатива — виселица", — говорится в статье.

"Недавно де Маржери не менее скептически отозвался о санкциях против России. Исходя то ли из личных предпочтений, то ли из дальновидности, он сказал, что Европа не готова обходиться без российского газа. Увы, его слова оправдываются, — пишет автор. — Будем надеяться, что в результате Путина не склонят к какой-то похожей неверной оценке событий, которая повлечет катастрофические последствия для России и всего мира".

Впрочем, де Маржери также "справедливо (хотя и не афишируя этого) считал, что фрекинг — дар природы для выправления дисбаланса, который заставил демократическую Европу стать заложницей ветхой путинской клептократии в сфере энергетики", говорится в статье.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !