"Россия бросила вызов самому существованию Европы. Ни европейские лидеры, ни сами европейцы полностью не осознают этот вызов и то, как с ним лучше справиться", — пишет американский финансист и меценат Джордж Сорос в статье для The New York Review of Books.
Я приписываю это главным образом тому обстоятельству, что ЕС, в целом, и еврозона, в частности, сбились с пути после финансового кризиса 2008 года", — полагает он.
"Шокирует то, что Россия Владимира Путина показала свое превосходство над ЕС по ряду аспектов: она оказалась более гибкой и постоянно преподносящей сюрпризы. ЕС и США — исходя из различных причин — намерены избегать любой прямой военной конфронтации с Россией. Россия же пользуется их нежеланием вмешиваться", — рассуждает миллиардер.
"Президент Путин пока придерживается соглашения о перемирии, которое он заключил с президентом Украины Петром Порошенко 5 сентября, но Путин оставляет за собой выбор соблюдать этот договор, пока это ему на руку, либо же возобновить полномасштабную атаку", — считает Сорос.
Президент США отказал Порошенко во время визита последнего в Америку в предоставлении Украине американского переносного противотанкового ракетного комплекса (ПТРК) Javelin. "Европейские страны также не желают оказывать военную помощь Украине. Визит в Вашингтон дал Порошенко лишь видимость поддержки, за которой по существу мало что стоит", — говорится в статье.
"В равной мере вызывает беспокойство и решимость официальных международных лидеров перенести исполнение новых финансовых обязательств по отношению к Украине на период после окончания выборов 26 октября. Это привело к давлению на украинские валютные резервы, которого можно было бы избежать, и на горизонте вновь замаячила опасность полномасштабного финансового кризиса в стране", — продолжает свою мысль финансист.
Сорос предлагает и дальнейший сценарий развития событий. "Путин дождется результатов выборов 26 октября, а затем предложит Порошенко газовые и иные скидки, которыми он дразнил Украину, при условии, что тот назначит приемлемого для Путина премьер-министра", — пишет миллиардер.
"Я считаю маловероятным, что Порошенко примет такое предложение. Если бы он это сделал, то от него бы отреклись защитники Майдана; и тогда вновь оживятся силы сопротивления", — рассуждает меценат.
В противном случае, по прогнозам миллиардера, Путин может довольствоваться отвоеванием коридора, соединяющего Россию с Крымом и Приднестровьем, до наступления зимы. Либо он может дожидаться экономического и финансового коллапса Украины.
Сорос подозревает, что российский лидер держит при себе возможность крупной сделки, предполагающей помощь США со стороны России в борьбе с ИГИЛ в обмен на предоставление России свободы действий в ближнем зарубежье.
"Самое худшее заключается в том, что президент Обама может на такую сделку согласиться. "Это стало бы трагической ошибкой с далеко идущими геополитическими последствиями.
Крах Украины стал бы ужасной потерей для НАТО, ЕС и США. Победоносная Россия приобрела бы гораздо большее влияние в ЕС и стала бы представлять явную угрозу странам Балтии с их большими русскими меньшинствами. Вместо того чтобы поддерживать Украину, НАТО придется защищаться на собственной территории", — считает финансист.
"В ЕС и США взял верх тот довод, что Путин не Гитлер: дав ему все в пределах разумного, о чем он может попросить, можно удержать его от дальнейшего применения силы", — пишет Сорос.
Сорос приводит еще два "менее очевидных, но более важных" довода в поддержку своей гипотезы. "Во-первых, западные лидеры проигнорировали важность того, что я называю "новой Украиной", родившейся из успешного сопротивления Майдана".
"В противовес распространенным слухам, сопротивление Майдана возглавили лучшие люди общества, — считает Сорос. — Молодежь, многие представители которой получили образование за границей и по возвращении не захотели работать в правительстве или заниматься бизнесом из-за отталкивающей атмосферы. (Экстремисты националистского и антисемитского толка составляли лишь меньшинство манифестантов против власти Януковича)".
Еще до провозглашения Украиной независимости в 1990 году американский меценат учредил там свой фонд. В период между 2004 и 2014 годами Сорос был поражен потрясающим прогрессом в своем фонде и, в целом, в гражданском обществе.
"Другим недостатком наблюдаемого отношения Европы к Украине является то, что ЕС не осознает, что нападение России на Украину косвенно является атакой на сам Евросоюз и принципы его управления, — считает финансист. — Должно быть очевидным, что стране или группе стран в состоянии войны не подобает проводить политику бюджетной строгости, как это продолжает делать ЕС. Все доступные ресурсы должны быть брошены на военный рывок, даже если это предполагает увеличение дефицита бюджета".
"Новая Украина имеет политическую волю для того, чтобы защитить Европу от российской агрессии и начать радикальные структурные реформы, — пишет Сорос. — Чтобы сохранить и усилить эту волю, Украине нужна адекватная поддержка со стороны ее приверженцев".
"После украинских выборов МВФ должен будет переоценить свой базовый прогноз, проведя консультации с украинским правительством. Он должен предоставить срочное вливание наличных в размере, по крайней мере, 20 млрд долларов, пообещав дать больше, если потребуется", — считает миллиардер.
Также Сорос считает, что необходима реформа украинской государственной компании "Нафтогаз", являющейся "главным источником коррупции".
"ЕС пора взглянуть на себя критичным взором, — пишет в заключение финансист. — Наверное, с Евросоюзом что-то не так, раз Путин смог добиться такого успеха даже в столь короткое время".
Сорос считает, что европейская бюрократия должна стать более сплоченной, гибкой и эффективной. "Европейцы должны более пристально взглянуть на Украину, — пишет он. — Это способно помочь им вновь обрести первоначальный дух, который лежит в основе ЕС. Евросоюз спасет себя через спасение Украины".