Fоtо: AFP/Scanpix

Цель президента России Владимира Путина — укрепление крайнего российского национализма и оправдание агрессии, поэтому он выступает в защиту подписанного накануне Второй мировой войны пакта между СССР и нацистской Германией, считают литовские дипломаты и политологи.

Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс в комментарии, напечатанном в The Guardian, пишет, что российское руководство "добивается подтверждения своей агрессивной и ревизионистской внешней политики".

Министр предупредил, что такие пакты могут повториться, если Запад не будет прилагать усилия, чтобы пресечь этому путь и будет потакать Москве.

"Пришло время поставить ценности выше стратегического партнерства в наших отношениях с Россией. Настало время твердо отклонить ложь, которую российское руководство выдает за "альтернативное мнение", — призвал Линкявичюс.

"Твердо защищая наши ценности, можно побудить Россию к переосмыслению ее амбиций, если мы будем мягко реагировать, то толкнем ее на самые жестокие действия", — сказал министр.

На этой неделе на встрече с историками Путин оправдал пакт Молотова-Риббентропа, сказав, что "такими тогда были методы внешней политики".

"Советский Союз подписал договор о ненападении с Германией. Говорят: ах, как плохо. А что же здесь плохого, если Советский Союз не хотел воевать? Чего же здесь плохого-то?" — сказал Путин.

По словам доцента университета им. Витаутаса Великого Ритиса Булоты, цель главы России — умаление раздела территорий, проведенного СССР и нацистской Германией, однако полностью подменить историю он не может, поскольку сам СССР в 1989 году осудил секретные протоколы, которыми была поделена Восточная Европа.

"Я думаю, что путинская риторика, связанная с пактом, в первую очередь ориентирована на свою страну, направлена на усиление крайнего российского национализма, который называют "антифашизмом", для этого надо умалить значение связей между Сталиным и Гитлером", — сказал BNS политолог.

"Как известно,очень важная часть мобилизующей риторики путинского режима — победа в войне над фашизмом, и дискурс о том, что "воевали все дедушки". Поэтому он и хочет насколько можно изменить трактовку пакта Молотова-Риббентропа. Она выворачивает его в сторону мирного соглашения и старается умалить значение раздела территорий и его последствий. Прямо заявить, что секретных протоколов не было, Путин ( по крайней мере сейчас) не может, поскольку 24 декабря 1989 года Съезд народных депутатов СССР осудил секретные соглашения между СССР и Германией в 1939-1941 гг и официально признал "секретные протоколы юридически необоснованными и не действительными с момента их подписания", тем самым, признав, что присоединение стран Балтии к СССР было антиконституционным", — сказал Булота.

В соглашении с Литвой от 1991 года Россия признала, что в 1940 году была проведена аннексия, которая нарушила суверенность Литвы.

По словам историка Альгимантаса Каспаравичюса, Путин хочет, чтобы, когда говорят о главных причинах Второй мировой войны, больше внимания уделяли Мюнхенскому соглашению 1938 года, в котором Англия и Франция в угоду Гитлеру решили, что Германии должны отдать Судеты.

"Поскольку между Востоком и Западом идет явная информационная война, между Россией и Западным миром, в данном случае и Мюнхен, и пакт Молотова-Риббентропа, используются как инструменты пропагандистской войны", — сказал ученый Литовского института истории.

По его словам, "как на востоке, так и на западе практически без особых дискуссий договорились о том, что решения Мюнхенской конференции и пакт Молотова-Риббентропа по сути дополняли друг друга и обусловили начало ВМВ", и не об одном из них нельзя забывать.

"Когда речь идет о реальной войне, всегда считают. (…) Мне кажется, что и сейчас в мире ведутся подобные подсчеты. Если иметь в виду события на Украине, идут подсчеты: на Украине по сути идет реальная вооруженная война, а что делает Запад? Они объявляют об экономических санкциях. А экономические санкции адекватны против оружия? Конечно, нет", — сказал Каспаравичюс.

Латвийские и эстонские политики также жестко раскритиковали слова Путина.

"Когда президент Путин говорит, что пакт Молотова-Риббентропа — ничего плохого, я говорю, что у современной России есть огромные проблемы", — предупредил министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич.

"Сначала Судеты в Крыму, сейчас это. Что дальше?", — представил исторические аналогии президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !