1 декабря Путин с однодневным государственным визитом посетил Турцию. После трехчасовой встречи со своим турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом президент РФ заявил, что проект "Южный поток", по которому планировалось поставлять 63 млрд куб. м газа в страны Южной и Центральной Европы в обход Украины, будет остановлен.
Путин подчеркнул, что эта мера была вынужденной из-за противодействия ЕС — реализации проекта препятствует отсутствие разрешения на строительство со стороны Болгарии. Обзор статей в российской прессе, посвященных этой теме, во вторник приводят "Заголовки".
На Западе заявление об отказе от реализации проекта восприняли неоднозначно. Газета The New York Times назвала решение дипломатическим фиаско Путина. Британское издание The Times, напротив, посчитало, что Путин объявил газовую войну Европе. По мнению газеты, Москва при помощи экономических механизмов стремится наказать страны ЕС за их осуждение действий Москвы в отношении Украины.
Как стало известно накануне, "Газпром" вместо "Южного потока" планирует повернуть трубу в сторону Турции, которая может стать крупнейшим посредником по продаже российского газа. Путин сообщил, что, во-первых, будет увеличена мощность газопровода "Голубой поток", во-вторых, "Газпром" создаст на турецкой территории на границе с Грецией дополнительный газовый хаб.
Эксперты считают, что реализация турецкого проекта может не оправдать надежд России. Как сообщил накануне глава "Газпрома" Алексей Миллер, в строительстве трубы в Турцию, возможно, примут участие местные инвесторы. Морская часть начнется от КС "Русская" — стартовой точки "Южного потока" и работающего газопровода "Голубой поток".
По мнению источников газеты "Коммерсант" в отрасли, дешевле отказаться от уже спроектированного маршрута и построить газопровод параллельно "Южному потоку", проложив остальную часть по Турции.
России стоило бы вообще отказаться от строительства такого крупного газопровода, заявил изданию Валерий Нестеров из Sberbank Investment Research. По его мнению, существенного роста спроса на российский газ в Турции не будет, так как страна пытается соблюдать баланс поставок из разных источников. Россия при этом не избавляется от транзитных рисков, поскольку Анкара ранее неоднократно меняла свою позицию и срывала договоренности.
The New York Times отмечает, что в противостоянии по газовому вопросу между ЕС и РФ есть лишь один победитель — Турция, которая вслед за Китаем получила выгоды от конфликта, обеспечив себе долгосрочные поставки энергоносителей по льготным ценам.
Впрочем, по мнению агентства Reuters, у Анкары могут возникнуть проблемы в отношениях с Западом как у кандидата в члены Евросоюза, поскольку она действует в противовес усилиям ЕС при помощи экономических санкций воздействовать на Москву в украинском вопросе и снизить энергетическую зависимость от России, которая поставляет около 30% газа в Европу.
В интервью РБК аналитик Sberbank Investment Research Валерий Нестеров подчеркнул, что фактически решение об отказе от строительства "Южного потока" приняла не Россия, а Европа. Хотя было очевидно, что газопровод выгоден для надежного снабжения Европы и в нем были заинтересованы отдельные страны, но в последнее время решения принимаются "не очень опытными бюрократами" в Брюсселе, считает он.
Ради политической цели угодить Украине ЕС не дал Москве реализовать "Южный поток", что негативно скажется на дополнительных поставках в Европу, отметил аналитик. По его мнению, акционеры "Газпрома" с облегчением воспримут это решение, а для Европы это стало ошибочной стратегией. Вынудив Россию отказаться от проекта, Брюссель сам себя наказал. Только для Болгарии это обойдется в 400 млн долларов в год за неполученные доходы от транзита газа.
Газета The Financial Times подчеркивает, что Россия вынуждена была отказаться от строительства "Южного потока" по причине того, что "Газпрому" не удалось заручиться поддержкой западных кредиторов из-за санкций, заставивших европейские банки отказать консорциуму в кредите на 14 млрд евро для строительства офшорной части газопровода.
Теперь турецкий газопровод, к строительству которого приступает "Газпром", позволит отказаться от транзита через Украину для поставок в Турцию, Грецию и, вероятно, Болгарию. Снабжать Словакию, Австрию и Венгрию "Газпром" может и за счет газопровода "Северный поток", но Сербия, небольшие государства Западных Балкан и Италия по-прежнему будут зависеть от украинской газотранспортной системы.
Противодействие, которое ЕС оказывал "Южному потоку" в последние месяцы, во многом было связано с желанием Брюсселя поддержать Киев в его противостоянии с Москвой. Украина всегда была жестким противником проекта, который мог обесценить ее ГТС. Как предполагают аналитики, теперь Киев будет еще активнее пытаться изменить условия транзита газа. Таким образом, будут увеличены риски транзита газа в ЕС.
"Южный поток" — инфраструктурный проект "Газпрома" по строительству газопровода мощностью 63 млрд куб. м через акваторию Черного моря в страны Южной и Центральной Европы. Первые поставки газа по газопроводу должны были начаться в конце 2015 года. На проектную мощность его планировалось вывести в 2018 году. Общая протяженность черноморского участка должна была составить 925 км, сухопутный участок газопровода протяженностью 1455 км хотели пустить по территории Болгарии, Сербии, Венгрии и Словении.