Aegis
Fоtо: Reuters/Scanpix
Американские военные, пытаясь создать противоракетный щит, сделали ставку на дорогостоящие проекты, пишет Los Angeles Times в статье, где подводятся выводы ее расследования. "Проекты потерпели неудачу, что пробило брешь в обороне территории США", — утверждает журналист Дэвид Уиллмен в газете Los Angeles Times.

Автор описывает радар Х-диапазона морского базирования (SBX). Руководство Управления противоракетной обороны США утверждало в Конгрессе, что это будет самый мощный в мире радар своего класса.

"Предполагалось: если Северная Корея начнет необъявленную атаку, SBX обнаружит приближающиеся ракеты, отследит их в космосе и наведет американские противоракеты, которые их уничтожат. Важно, что система, по идее, умела отличать реальные ракеты от радиолокационных ловушек", — говорится в статье.

Но Los Angeles Times в итоге своего расследования заключила: 2,2 млрд долларов на этот гигантский плавучий радар потрачены зря. "Правда, он может сильно "увеличивать" отдаленные объекты, но поле обзора у него настолько узкое, что он мало чем поможет от самой вероятной, по мнению экспертов, атаки — от потока ракет вперемешку с радиолокационными ловушками", — говорится в статье.

Предполагалось, что SBX вступит в строй к 2005 году. "Вместо этого он проводит большую часть года в законсервированном состоянии в Перл-Харборе (Гавайи)", — пишет газета.

По словам экспертов, на эти деньги можно было бы построить наземные радары, которые лучше обнаруживают ракеты большой дальности.

Дорогостоящие ляпы стали коронной чертой Управления противоракетной обороны США, подотчетного Пентагону, считает автор. За последние 10 лет Управление потратило без малого 10 млрд долларов на SBX и еще три программы, которые пришлось прекратить или отсрочить, когда они оказались неосуществимыми на практике.

Все четыре злополучные программы должны были решить одну из главных сложностей для обороны США — научиться отличать настоящие ракеты противника от радиолокационных ловушек.

Газета перечисляет эти программы.

Лазер воздушного базирования, установленный на Boeing 747, должен был уничтожать вражеские ракеты вскоре после запуска, прежде чем они успеют выпустить ловушки.

"Оказалось, что у лазеров недостаточная дальность, и самолетам пришлось бы постоянно летать вблизи границ противника или над его территорией, где они оказались бы почти беззащитны перед ракетами ПВО", — говорится в статье. Программа обошлась в 5,3 млрд долларов, а в 2012 году была закрыта.

Противоракета для кинетического перехвата предназначалась для уничтожения вражеских ракет на раннем этапе их полета. "Противоракета оказалась слишком длинной для запуска с кораблей ВМС США, а на суше ее пришлось бы базировать вблизи от цели, что делало ее уязвимой для атак. В 2009 году, после 6 лет разработок, программа была закрыта. Она обошлась в 1,7 млрд долларов", — говорится в статье.

Так называемый Multiple Kill Vehicle — рой миниатюрных противоракет, которые уничтожали бы и ракеты, и ловушки. После четырех лет работы фирмы, которым был заказан этот проект, так и не провели полевые испытания. Программа была отсрочена на неопределенный срок. Издержки составили без малого 700 млн долларов.

"Эти дорогостоящие неудачи отчасти восходят к тревожной атмосфере, которая воцарилась после терактов 11 сентября и усугублялась предостережениями "ястребов", что Северная Корея и Иран вот-вот создадут ракеты большой дальности, способные достичь США", — говорится в статье.

В 2002 году президент Буш распорядился к 2004 году ввести в строй систему ПРО для территории США. "Торопясь успеть в срок, чиновники Управления противоракетной обороны схватились за нестандартные, непроверенные замыслы, не проанализировав как следует их стоимость и осуществимость. Конгрессмены, чьи штаты и избирательные округа извлекали выгоду из этих расходов, упорно защищали программы, даже когда недостатки стали очевидны", — говорится в статье.

Газета сделала этот вывод, опираясь на доклады экспертов, выступления в Конгрессе и другие правительственные документы, а также интервью десятков специалистов.

Л. Дэвид Монтегю, экс-президент Lockheed Corp. по разработкам ракетных систем, счел, что руководство управления ничего не понимает в том, как надо заставить технику работать. В результате, отметил Монтегю, появляются программы, "бросающие вызов законам физики и логике экономики". Радар SBX "вообще не стоило строить", считает эксперт.

Высокопоставленные чиновники, которые были поборниками вышеперечисленных четырех программ, оправдывают свои действия. По их словам, эти проекты помогли создать новую "архитектуру" ПРО. На их взгляд, радар SBX намного дешевле, чем сеть наземных радаров, а его перебазирование осуществляется намного быстрее.

Управление противоракетной обороны выступило в защиту четырех программ и заверило, что система ПРО США надежна. Оно назвало SBX "превосходной инвестицией".

Штат управления — 8800 человек, бюджет — около 8 млрд долларов в год.

Управление курирует несколько систем ПРО: Aegis, которая защищает корабли ВМС США, THAAD, оберегающая военных на поле боя, и GMD (Наземная система ПРО на маршевом участке полета), призванная оборонять территорию США от ракет большой дальности. Все четыре неудачные программы, описанные выше, были призваны укрепить GMD.

"Концепция обороны США от массированных ударов российских или китайских ракет все еще держится на идее сдерживания — сложившемся в годы холодной войны представлении, что ни та, ни другая ядерная державы не станут атаковать США, так как боятся катастрофического ответного удара", — говорится в статье.

По словам автора, задача GMD — оборона от небольших атак менее сильных противников — Северной Кореи или Ирана — путем уничтожения вражеских боеголовок в полете. Это колоссальная по сложности техническая задача.

Программа GMD возникла при администрации Клинтона. При Буше разработки ускорились. В то время министр обороны Рамсфельд разрешил Управлению противоракетной обороны закупать новую технику без традиционных предварительных проверок. В результате "противоракеты были развернуты до того, как их поражающие устройства и другие ключевые компоненты прошли испытания на надежность", говорится в статье.

В 2004 году GMD была введена в строй. С тех пор было проведено 9 полевых испытаний. Система успешно перехватила ракеты условного противника лишь четыре раза.

Разработчиков заботит, сумеет ли она отличать ракеты от ловушек, космического мусора и других безобидных объектов. Ключ к эффективности — система наведения с помощью мощного и аккуратного радара.

Кроме того, в случае атаки радар должен срочно и точно подтверждать уничтожение вражеских ракет. По словам экспертов, без этой информации запасы противоракет быстро истощатся. На данный момент у США всего четыре противоракеты на базе Ванденберг и еще 26 на базе Форт-Грили.

Есть радары раннего предупреждения: на Аляске, в Калифорнии, Великобритании и Гренландии, а также на кораблях ВМС США. Но их дальность ограничена из-за кривизны земного шара. Кроме того, ни эти радары, ни приборы на спутниках недостаточно мощны, чтобы определить, опасны ли летящие объекты.

У радаров Х-диапазона мощность достаточная. В президентство Клинтона планировалось установить до 9 наземных радаров Х-диапазона в дополнение к радарам раннего предупреждения, чтобы наблюдать за всей акваторией Атлантического и Тихого океанов.

Но в 2002 году, когда Буш распорядился развернуть GMD к 2004 году, Управление противоракетной обороны сделало ставку на один-единственный радар — морского базирования, SBX.

Вначале его предполагалось установить на Алеутских островах — идеальном месте для обнаружения северокорейских ракет — а при необходимости перемещать.

25 апреля 2007 года, выступая в Сенате США, Оберинг утверждал: "Если мы разместим SBX в бухте Чесапик [штат Вирджиния, США], то сможем по-настоящему распознать и проследить над Сан-Франциско объект размером с бейсбольный мяч".

Газета возражает, ссылаясь на экспертов: "Однако, из-за кривизны земного шара, SBX не смог бы заметить бейсбольный мяч на таком (около 2500 миль) расстоянии, если только мяч не находится на высоте 870 миль или выше над Сан-Франциско. Это примерно на 200 миль выше, чем ожидаемая максимальная высота полета ракеты большой дальности, летящей к США".

Поле обзора SBX — 25 градусов. По мнению издания, это крайне мало, поскольку у обычных радаров — 90-120 градусов.

"Эксперты сравнивают SBX с соломинкой для коктейля и говорят, что поиск череды подлетающих ракет с его помощью — дело непрактичное", — говорится в статье.

Чтобы устранить недостатки, США разместили в Японии два наземных радара Х-диапазона. "Для выявления запусков из Северной Кореи они расположены удачно. Но на расстоянии 930 миль оба радара потеряют из виду ракеты, летящие к США. Все дело в кривизне планеты", — говорится в статье.

Газета также утверждает, что при испытаниях системы GMD радар SBX действовал недостаточно успешно. Так, в 2010 году, по словам экспертов, он перепутал с ракетой куски неизрасходованного ракетного топлива или другие отходы. В июне 2014 года противоракета уничтожила цель, но донесение SBX об ее уничтожении не дошло до командования.

"Высокопоставленные военные разочаровались в SBX несколькими годами ранее. Для работы или перемещений радара сжигались миллионы галлонов топлива. Дозаправлять его приходилось в море, а ветер и соленая вода создавали постоянный риск для чувствительных приборов", — пишет автор.

В 2011 году радар был передан ВМС США. Тихоокеанское командование настояло на крупной модификации SBX, которая обошлась в десятки миллионов долларов.

В 2012 году статус SBX был понижен до так называемого "ограниченного испытательного вспомогательного". В 2013 году радар более 8 месяцев простоял в Перл-Харборе.

"Недавно правительство начало собирать проекты нового радара, который мог бы отчасти выполнить изначальное предназначение SBX. Он будет установлен на суше, на Аляске. Плановый срок — 2020 год, предполагаемая стоимость — 1 млрд долларов", — говорится в статье.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !