В московском офисе "Открытой России" Михаила Ходорковского в четверг прошел обыск. По официальной версии, визит правоохранителей был связан с информацией об изготовлении активистами агитпродукции экстремистского характера к оппозиционному митингу 19 апреля. Сам Ходорковский назвал его причиной подготовку фильма о Рамзане Кадырове. Это первый обыск в новой структуре Ходорковского, эксперты полагают, что давление будет продолжаться.
Сотрудники Центра "Э" (Главного управления по борьбе с экстремизмом МВД) нагрянули в офис "Открытой России" в 11.30 мск в четверг, незадолго до начала "прямой линии" Владимира Путина. Оперативников сопровождали спецназовцы МВД в масках. Согласно постановлению на обыск, фото которого выложено на сайте "Открытой России", причиной визита правоохранителей стала информация о подготовке и изготовлении сотрудниками организации "агитационных материалов, содержащих призывы к осуществлению экстремистской деятельности для распространения и демонстрации публично 19 апреля 2015 года на митинге оппозиции".
Изготовленная агитпродукция, гласит документ, хранится в офисе "Открытой России" на Покровке.
Однако в митинге 19 апреля активисты организации участвовать не собирались, сообщила "Газете.Ru" пресс-секретарь Ходорковского Кюлле Писпанен. К тому же, как стало известно накануне, данная акция протеста отменена.
Обыск шел до вечера. На момент публикации этой заметки он все еще продолжался. Стражи порядка изъяли все имеющиеся в офисе компьютеры и агитпродукцию, которую "Открытая Россия" делала к маршу "Весна", запланированному на 1 марта, но не состоявшемуся из-за убийства Бориса Немцова: "Они очень удивились, что это не агитпродукция к 19 апреля", — рассказала пресс-секретарь Ходорковского "Газете.Ru".
Изъятие компьютеров, по ее словам, никак не скажется на работе "Открытой России": "Можно пойти в магазин и купить новые". Из-за обысков, продолжает Писпанен, сотрудникам организации "не дали посмотреть "прямую линию" с Путиным, которую люди ждали целый год":
"Это и есть настоящий экстремизм", — саркастически заметила пресс-секретарь.
Сам глава "Открытой России" Михаил Ходорковский заявил, что реальной причиной прихода правоохранителей в офис организации стали "съемки фильма про место Кадырова в нынешней системе власти". Картину снимали представители "Открытой России". Официальную же причину обыска Ходорковский назвал "бредовой".
По словам Писпанен, часть отснятых к фильму про Кадырова материалов хранилась в изъятых правоохранителями компьютерах. Тем не менее на судьбе картины этот факт не скажется: "Снимали, и будем снимать дальше", — заявила она "Газете.Ru". Идея создания фильма появилась после убийства Бориса Немцова, уточнила пресс-секретарь.
С имиджевой точки зрения обыски играют против властей, считает руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев: "В ходе "прямой линии" президент говорит, что ждет оппозицию в парламенте, а в это время в офисе "Открытой России" проходит обыск. Это не очень удачное совпадение".
Что касается причин обыска, то, по мнению эксперта, у каждой стороны будет своя версия, но при этом правда находится где-то посредине.
Наверняка в МВД действительно поступил сигнал о наличии в офисе "Открытой России" экстремистской агитационной продукции, однако дальнейшие действия властей связаны с общим отношением к организации:
"Есть повод и есть причина. Повод — это сигнал в МВД. Причина — планомерное давление на несистемную оппозицию. Чтобы сказать, к чему это приведет, стоит дождаться результатов "операции".
Калачев считает, что у "Открытой России" сужается коридор возможной деятельности, речь идет о выдавливании этой организации из системы. В целом, полагает он, "Открытой России" дают понять, что ей лучше вести деятельность из-за рубежа.
Профессор Высшей школы экономики Николай Петров считает, что в день "прямой линии" все правоохранительные ведомства согласовывают свои действия, которые могут привлечь внимание, на самом высшем уровне.
"Необязательно было какое-то прямое указание (провести обыски), но, по крайней мере, власти не воспрепятствовали тому, что происходило в "Открытой России", — говорит эксперт.
Он сравнивает давление на организацию с аналогичными действиями в отношении ФБК Алексея Навального: "Это центры, которые можно считать относительно автономными, прямо не зависимыми от Кремля". Петров уверен, что давление будет сохраняться и дальше.