Автор статьи задается вопросом, что бы сказали те же самые комментаторы о соцопросах "в такой авторитарной системе, как сегодняшняя Россия".
Нугайред напоминает о том, что по их результатам рейтинг одобрения Путина составляет 85%. Имеется тенденция изображать россиян, по сути, агрессивными империалистами, однородной массой, жаждущей военных приключений. Но так ли это просто на самом деле?
Журналистка рассказывает, что в апреле она посетила конференцию в Таллине, где "члены российской оппозиции, писатели, социологи и политики размышляли над вопросом о том, что на самом деле думают русские". Некоторые утверждали, что результаты опросов в России не стоит принимать за чистую монету, потому что госаппарат оказывает сильное давление на граждан.
"Однако никто из участников не отрицал, что Путин — исключительно популярная фигура", — говорится в статье. И никто не ставит под сомнение профессионализм "Левада-центра", подчеркивает автор.
Согласно Алексею Левинсону, представлявшему "Левада-центр", в России происходит нечто чрезвычайно любопытное. "Наше общественное мнение, — говорит он, — теперь повторяет высказывания нашей государственной дипломатии".
Он приводит такой пример: несмотря на утверждения пропаганды, россияне уверены в том, что российские войска на Украине есть, "но, поскольку в российских интересах говорить, что этих сил на Украине нет, люди это отрицают".
"Левинсон усматривает признаки иного вида тоталитаризма — основанного не на страхе, как в сталинские времена, а на желании россиян, чтобы их страну признавали великой державой", — говорится в публикации.
Однако россияне не готовы воевать на Украине и не спешат стать добровольцами, отмечает социолог. "Не существует настоящего культа личности. Люди на самом деле довольно критично отзываются об экономической ситуации и событиях внутри страны", — свидетельствует Левинсон.
"У россиян не настолько промыты мозги, как это многие изображают, и не стоит представлять их в карикатурном виде", — заключает Нугайред.
Она рекомендует западным политикам: "Во-первых, не стоит недооценивать риск того, что эта токсичная смесь патриотической риторики и политической инерции может усилиться и привести к случайному военному столкновению с НАТО". Во-вторых, один из ярчайших оппозиционных активистов, правозащитник Андрей Миронов — убитый в прошлом году при освещении событий на Украине — всегда подчеркивал, что поэтапное создание настоящего гражданского общества — это долгая и трудная борьба.