Лидеры ведущих индустриальных демократий — президенты США и Франции Барак Обама и Франсуа Олланд, премьеры Британии Дэвид Кэмерон, Японии Синдзо Абэ, Италии Маттео Ренци, Канады Стивен Харпер, и канцлер Германии Ангела Меркель — собрались на баварском лыжном курорте Гармиш-Партенкирхен на очередной саммит G7. Ежегодные встречи проводятся не для принятия обязывающих решений, а для обмена мнениями и выработки общей линии.
С 1998 до 2013 года он проводился в формате G8, с участием России. В марте 2014-го, однако, в знак протеста против аннексии Крыма российского президента из этого клуба исключили.
Международные проблемы тоже будут обсуждаться, в том числе и российско-украинский конфликт. Но никаких новых инициатив, нацеленных на его преодоление, наблюдатели от G7 не ожидают. Впрочем, многое будет зависеть от развития ситуации в Донбассе в ближайшие дни.
Для Берлина и лично канцлера Ангелы Меркель защита климата на планете уже давно стала приоритетной задачей. По оценке немецких экспертов, повышение среднегодовой температуры на Земле более чем на два градуса станет концом стабильного климатического периода последних 10 тысяч лет, обеспечившим развитие сельского хозяйства и человеческой цивилизации вообще, передает Deutsche Welle.
Тревоги немецкого канцлера разделяют не все. Ни США, ни Китай хотя они и приняли национальные планы защиты климата, не готовы брать на себя международные обязательства. Берлин, однако, рассчитывает, что "большая семерка" даст импульс предстоящему в декабре в Париже всемирному климатическому саммиту и примет решение о значительном наращивании страхового фонда, из которого выплачиваются средства крестьянам, лишившимся урожаев вследствие природных катаклизмов.
Главные немецкие темы в сфере здравоохранения — эпидемия Эболы и борьба с прочими тропическими заболеваниями, а также проблема антибиотиков, которые, с точки зрения Берлина, в мире прописывают — и людям, и в животноводстве — слишком часто и легкомысленно, что снижает эффективность таких медикаментов.
Что касается положения женщин, то Меркель считает необходимым повысить их шансы на получение образования и профессиональной квалификации, расширить возможности заниматься бизнесом и, в частности, получать на выгодных условиях кредиты на обзаведение собственным делом, что и в самой Германии порой проблематично.
При всей важности немецких тем предстоящего саммита G7 повышенный интерес наблюдателей вызывают другие — конфликт на востоке Украины и перспективы возвращения России в этот международный формат. Сам Киев хотел бы, чтобы из Эльмау в Москву подали мощный сигнал: если Кремль будет и дальше поддерживать сепаратистов, содействовать дестабилизации ситуации, если украинским властям не будет предоставлена возможность взять под контроль границу с Россией, то Запад ужесточит санкционный режим.
Какой будет окончательная формулировка в итоговом коммюнике саммита на этот счет, пока не известно. Процесс согласования позиций еще продолжается, и многое будет зависеть от того, какая информация будет в эти дни поступать с юго-востока Украины.
Что же касается поддержки самой Украины и оказания ей экономической помощи, "большая семерка", скорее всего, ограничится общими заявлениями.
Германия, Британия и США намерены обсудить помощь тем странам ЕС, которые более других страдают экономически от участия в санкциях, наложенных на Россию.
Накануне встречи канадский премьер Стивен Харпер высказал мнение, что своими действиями в отношении Украины Владимир Путин бесповоротно испортил свою репутацию в глазах свободного мира, и "семерка" не должна вновь становиться "восьмеркой", пока он у власти.
Второй день саммита, 8 июня, предположительно будет посвящен угрозам со стороны воинствующего радикализма, в частности, движений "Исламское государство" и "Боко харам", для чего в понедельник в Баварию прибудут руководители Ирака, Нигерии и Туниса, отмечает Русская служба "Би-Би-Си".
Саммит охраняют 17 тысяч полицейских. 6 июня несколько тысяч граждан ультралевых и антисистемных взглядов провели в Гармиш-Партенкирхене марш протеста, сопровождавшийся драками со стражами порядка, но масштаб насилия был значительно меньше, чем на во время предыдущих саммитов.