Стала известна дата операции по пересадке тела неизлечимо больному российскому программисту Валерию Спиридонову. Операция, которая станет первой в мировой хирургической практике, назначена на декабрь 2017 года, сообщает Newsru.com со ссылкой на Fox News.
30-летний житель города Владимир Валерий Спиридонов страдает редким генетическим заболеванием — амиотрофией Вердинга-Гоффмана, при которой не растут мышцы и деформируется скелет. Болезнь считается неизлечимой.
Руководить командой медиков будет итальянский хирург Серджо Канаверо. Предполагается, что сложная процедура продлится около 36 часов. По словам самого Спиридонова, врачи объявят о готовности к операции, как только будут на 99% уверены в ее успешном исходе.
Российский программист полагает, что доктору Канаверо двух лет хватит для того, чтобы закончить все научные расчеты и обговорить в малейших подробностях все детали операции.
Между тем итальянский нейрохирург назвал будущего партнера для проведения первой в мире трансплантации головы человека, сообщает китайское информагентство "Синьхуа".
Вместе с Канаверо операцию проведет китайский хирург Жэнь Сяопин из Харбинского университета медицины. "Жэнь Сяопин — единственный в мире человек, который способен возглавить этот проект", — заявил Канаверо, добавив, что работа китайского специалиста в области клинической этиологии (изучение причин возникновения болезни) определила его выбор партнера.
На сегодняшний день команда Жэня провела около тысячи операций по пересадке головы на мышах, при этом максимальный срок жизни животного после трансплантации составил один день. Впервые ему удалось пересадить голову одной мыши на тело другой в 2013 году. Подобные операции вызывают этические дискуссии в медицинском сообществе. В Китае нет законов, которые бы запрещали подобные процедуры, отмечает Lenta.ru.
Как сообщалось, для операции по пересадке головы к телу человека, Канаверо нужна поддержка целой больницы или научного центра. А также порядка 150 врачей и медсестер, которые должны будут ассистировать ему в ходе 36-часовой операции. Стоимость операции оценивается в 10-13 млн. евро.
Канаверо надеялся найти подходящее лечебное заведение в США уже летом этого года, а в случае отказа был готов обратиться за помощью к Китаю. В этом случае сроки операции сдвинутся на год. Два-три года времени нужно, по мнению доктора Канаверо, для того, чтобы оборудовать операционный зал и потренироваться — когда наступит "день икс", все 150 человек должны действовать, как единый организм.
Серджио Канаверо можно было бы назвать типичным "свихнувшимся ученым", если бы не одно но — он отдает себе отчет в том, как безумно для большинства людей звучат эти идеи. И признает, что его планы вызывают множество этических вопросов. Планируя операцию по пересадке головы, он надеется на то, что общество начнет поднимать эти вопросы и обсуждать их.
Эксперименты по пересадки голов на животных начались еще в начале XX века. Наиболее значительных успехов в 1950-х годах добился советский трансплантолог Владимир Демихов. Он является авторитетом в научном мире и его работы легли в основу современных технологий пересадки органов.
Пересадка головы человека никогда еще не проводилась, самое близкое — относительно успешная пересадка головы обезьяны. Ее в марте 1970-го года осуществила группа ученых из медицинской школы Западного резервного университета Кейза под руководством Роберта Уайта. Обезьяна прожила чуть более недели, обезьяна после того, как пришла в себя, являла собой жалкое зрелище. Она не могла сама дышать и есть, а выражение ее лица явно выражало нестерпимую боль. При этом Уайт даже не пытался сделать то, что и сегодня многими считается невозможным — соединить нервные окончания спинного мозга.
Серджио Канаверо берет за основу эксперименты Уайта, но говорит, что за прошедшие 40 лет наука далеко продвинулась вперед и что сегодня на самом деле можно соединять части спинного мозга, а значит, сделать операцию успешной.
Канаверо также верит в то, что представления о том, для полноценного функционирования организма нужно соединить все-все нервные окончания в спинном мозге — устарели. По его мнению, достаточно 10-20-процентного совпадения для достаточно полноценного функционирования.
Доктор не отрицает, что задуманная им операция чрезвычайно комплексная и многое может пойти не так. Не спорит он и с тем, что пациент может испытывать сильные боли — поэтому на первый месяц его поместят в искусственную кому. Чтобы не допустить отторжения организмом головы, пациент получит большую дозу иммунодепрессантов.
Основная проблема в плане Канаверо, по мнению его коллег, заключается в том, что он, утверждая, что сращивание нервных окончаний при полной пересадке головы возможно, не подкрепляет свои слова реальными исследованиями и, что еще важнее, экспериментами.