Переброска российских войск в Сирию и поставки вооружения, вероятно, свидетельствуют о намерении руководства РФ начать полномасштабную наземную операцию против террористических организаций. Такие подозрения высказали на условиях анонимности два источника в Пентагоне в разговоре с телеканалом CNN. Официально о своих опасениях Министерство обороны США пока не объявляло.
Собеседники телеканала полагают, что если наземная операция начнется, то она будет направлена против повстанцев и оппозиции, сражающихся с режимом Башара Асада, а не против запрещенной в РФ террористической организации "Исламское государство". Источники CNN уточнили, что наземное вооружение состоит из артиллерии и четырех установок реактивных систем залпового огня БМ-30 "Смерч". Оружие было замечено между городами Хомс и Идлиб, уточняет телеканал.
Как уточнили журналистам в Пентагоне, Россия усиливает "наземную деятельность" для того, чтобы поддержать правительственную армию страны в борьбе против противников главы сирийского государства Башара Асада.
По данным CNN, несколько недель назад около шести артиллерийских установок были перемещены в порт Латакия. Изначально власти США предполагали, что они необходимы для защиты базы. Однако один из собеседников канала считает, что, скорее всего, вооружение требуется для наземной операции, которая может начаться в ближайшие несколько дней.
Собеседники канала также рассказали, что Москва направила в Сирию оборудование для создания радиопомех. Аппаратура, указывает CNN, может быть использована для противодействия радарам международной коалиции против ИГ во главе с США.
Между тем глава Совета Федерации Валентина Матвиенко на встрече со спикером сената Национального собрания Иордании Абдеррауфом Ар-Равабдой заявила, что Россия не будет участвовать ни в каких наземных операциях и готова сотрудничать со всеми государствами, передает ТАСС.
"Мы не будем участвовать ни в каких наземных операциях и готовы к сотрудничеству со всеми государствами, регионами, а также внерегиональными игроками в общей борьбе с мировым злом — терроризмом", — сказала она. По словам Матвиенко, Россия "не будет втягиваться надолго в разрешение внутрисирийского кризиса". "Это лишь поддержка военно-воздушными силами регулярной сирийской армии, курдского ополчения против террористов ИГ", — констатировала Матвиенко.
Председатель Совета Федерации РФ напомнила, что в Багдаде был создан координационный центр, в состав которого вошли Россия, Ирак, Сирия и Иран. "Мы понимаем, что без должной координации эффективно бороться с ИГ, уничтожить его невозможно, и мы предлагаем всем реально заинтересованным в уничтожении ИГ присоединиться к этому координационному центру", — подчеркнула она. При этом Матвиенко заверила, что "у России нет никаких иных целей, кроме как победить ИГ, в отличие от других стран, которые входят в другую коалицию".
Ранее глава комиссии СПЧ по правам военнослужащих Сергей Кривенко сказал, что российские власти в полном соответствии с законодательством могут сами отправить сухопутные войска в Сирию. Он полагает, что слова президента Владимира Путина о том, что в Сирии будет проводиться исключительно воздушная операция, были сделаны для сохранения общественного спокойствия. Кривенко также напомнил, что ранее власти использовали сухопутные войска, в том числе призывников, в военных действиях в Южной Осетии.
На днях глава Чечни Рамзан Кадыров призвал отправить в Сирию и сухопутные войска. "Обидно то, что это только Военно-воздушные силы, что там не используется пехота", — посетовал он. Кадыров сказал, что на войну с "этими шайтанами" готовы отправиться "тысячи добровольцев". "Мы самыми первыми встанем. Мы над этим работаем уже год с лишним, у нас боевая готовность номер один", — заявил глава Чечни.
По его убеждению, как только террористы в Сирии поймут, что к ним направляются военнослужащие из Чечни, они быстро уберутся оттуда. "Мы знаем их, мы их здесь уничтожали, мы с ними воевали. И они нас знают", — заметил чеченский лидер.
При этом, по его словам, террористы пока не представляют себе, что такое реальная война, поскольку имели дело только с бомбежками, а в военных действиях у них нет опыта. Чеченские же военнослужащие готовы к боевым действиям, "добровольцев" становится все больше и больше, добавил Кадыров.
Напомним, в интервью американским телеканалам в преддверии выступления на 70-й Генассамблее ООН президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия не намерена участвовать в наземной операции в Сирии.
1 октября агентство Reuters со ссылкой на осведомленные источники писало о том, что Иран и поддерживаемая Ливаном группировка "Хизбаллах" намерены начать наземную операцию в Сирии. По данным собеседника агентства, сотни вооруженных иранских военных прибыли в Сирию две недели назад для боев на севере Сирии — на территориях, захваченных повстанцами. Их цель — вернуть президенту Сирии Башару Асаду утраченный контроль над этими территориями.
Борьба с ИГ в Сирии
Россия официально вступила в борьбу с ИГ на стороне правительственных войск президента Сирии Башара Асада 30 сентября после того, как Совет Федерации дал разрешение верховному главнокомандующему использовать ВС РФ в Сирии. Почти сразу после этого президент Владимир Путин отдал приказ о нанесении авиаударов по местам дислокации боевиков ИГ, а Минобороны к вечеру отчиталось о 20 вылетах авиации и атаке на восемь объектов террористов ИГ.
При этом Россия не является членом коалиции, собранной США для борьбы с "Исламским государством" (группировка запрещена в России). Более того, между Россией и США возник конфликт интересов в сирийском небе. Днем 30 сентября российская авиация нанесла точечные удары по позициям боевиков в Хомсе и еще нескольких провинциях Сирии.
США и их союзники наносят авиаудары по позициям террористов с августа 2014 года. Всего, по данным СМИ, к середине сентября были нанесены более 6000 ударов. К коалиции формально присоединились 62 страны, однако активно действуют менее десятка.
Ранее МИД РФ называл условия, при которых РФ присоединится к коалиции. Для этого туда должны войти "все заинтересованные игроки", сказал глава департамента по вопросам новых вызовов и угроз МИДа Илья Рогачев, а также необходимо, чтобы все участники группы получили санкцию Совбеза ООН на применение силы.
Пока Москва ведет речь лишь о поддержке с воздуха армии Асада, однако спрогнозировать дальнейшее развитие событий весьма сложно, хотя бы потому, что Владимир Путин говорил, что в наземной операции против боевиков Россия принимать участия не будет. Однако всего полгода назад в интервью египетской газете "Аль-Ахрам", опубликованном на сайте Кремля, президент РФ предупреждал, что одними воздушными ударами с угрозой терроризма не справиться.