Земельные и городские власти в Германии в отчаянии — заняты все свободные здания, все спортзалы, обеспечить достойное людей размещение они уже не в состоянии.
Помогут ли Германии другие страны ЕС? Или спор о беженцах грозит расколом Евросоюза? Когда правительство Германии, наконец, объяснит избирателям, сколько им придется заплатить за помощь беженцам? Угрожает ли кризис положению канцлера Ангелы Меркель? Ответы на эти вопросы ищут комментаторы немецких СМИ.
В материале под заголовком "Полная утрата контроля" обозреватель газеты Tagesanzeiger Эрик Бонзе пишет, что на фоне маленькой мировой войны в Сирии и новой холодной войны за Украину Евросоюз выглядит как тихая гавань. Именно поэтому сотни тысяч людей и бегут в Европу.
Но кризис с беженцами сотрясает сами основы Европы и может стать началом конца Евросоюза. Эрик Бонзе считает, что требовать солидарности от тех стран ЕС, которые сами испытывают экономические трудности, нереально.
"Проблема даже не в самих беженцах. Конечно, такая страна, как Германия, может принять один миллион беженцев или даже два. Проблема в том, что Брюссель полностью утратил контроль. Евросоюз не в состоянии ни защищать внешние границы, ни контролировать потоки мигрантов. Одновременно ЕС пытается оставить открытыми границы внутренние", — полагает эксперт.
"Возникает дилемма, чреватая смертельной опасностью для европейской интеграции. Нельзя забывать, что эта интеграция основана на добровольном сотрудничестве суверенных государств. Теперь Евросоюз разрывается между солидарностью и суверенитетом, между попытками упорядочить миграцию и принципом свободы передвижения людей и товаров. Это — взрывоопасная смесь", — констатирует Эрик Бонзе в газете Tagesanzeiger.
"Надо поговорить о миллиардных расходах" — так озаглавил свой комментарий в газете Berliner Zeitung Карл Деменс. Он напоминает, что и воссоединение Германии тогдашний канцлер Гельмут Коль обещал оплатить без повышения налогов. А потом пришлось вводить налог солидарности, повышать налоги на добавленную стоимость, на нефтепродукты, на страховки и табак.
Карл Деменс отмечает: "Правительство уверяет, что размещение и обеспечение 800 тысяч беженцев в текущем и будущем годах можно оплатить за счет профицита бюджета. А дальше — молчание. Но это ошибка. Давно ясно, что в этом году прибудет более миллиона человек, и приток и в будущем году не иссякнет.
Нужны сотни тысяч новых мест для размещения, обучения языку и профессии. Нужно строить квартиры, ясли и школы. Резко возрастет число получателей социальных пособий. Оценки экономистов расходятся — от 15 до 45 миллиардов евро в год".
"Не повышать налогов, не наделать новых государственных долгов при таких тратах? Не надо быть экспертом, чтобы понять, что концы с концами не сходятся. Правительство это тоже понимает. Но почему не хочет это обсуждать? А чтобы не подстегивать негативные настроения среди населения — таков расхожий ответ.
Уместен вопрос: действительно ли речь об отношении к беженцам или политики опасаются за рейтинги своих партий, если заверения о налогах придется пересмотреть? Закрадывается подозрение, что второй мотив перевешивает", — заключает Карл Деменс в Berliner Zeitung.
Бывший главный редактор и издатель газеты Die Zeit Тео Зоммер в комментарии под заголовком "Ангела Меркель — самая могущественная женщина мира? Как бы не так!" пишет о том, что страны Евросоюза отказываются поддержать Германию в кризисе с беженцами.
"Совсем недавно Ангелу Меркель называли "самой могущественной женщиной мира", "тайным гегемоном Евросоюза". Одни ее превозносили до небес, другие боялись. Кризис с беженцами продемонстрировал, что такие представления о Меркель — ничем не подкрепленный миф.
Он показал, что госпожа канцлер может чего-то добиться только с помощью чековой книжки. Во время долгового кризиса в Греции это еще сработало. Однако сейчас, когда федеральное правительство хочет чего-то добиться от партнеров по ЕС и не в состоянии подкупить их деньгами, партнеры постыдно бросают Ангелу Меркель на произвол судьбы", — отмечает Зоммер.
"Была бы воля, а средства найдутся", — говорила госпожа канцлер, когда надо было спасать Грецию. И вот теперь в разгар кризиса с беженцами она вынуждена признать, что осталась в одиночестве. А поскольку большинство стран ЕС не проявляет воли к солидарности и помощи, то и пути выхода из кризиса, которые усматривает Ангела Меркель, ведут в тупик.
Пусть Германия несет это бремя, считают страны Восточной Европы. Они полагают, что Меркель с ее призывами встречать беженцев словами "добро пожаловать" сама виновата в том, что десятки тысяч человек по пыли и слякоти, в жару и холод прокладывают себе дорогу на Запад", — подчеркивает Тео Зоммер в комментарии для Die Zeit.