Видеообращение экстремистской группировки "Исламское государство", в котором содержится угроза совершить кровавые нападения на территории России, вызвало неоднозначную реакцию в среде мусульманских богословов и религиозных деятелей самой России.
"Важно, что в новом видео неспроста упоминаются мусульманские регионы России, — рассказал в интервью Русской службе Би-би-си российский ученый-теолог муфтий Фарид Салман из Казани. — Мне кажется, таким образом авторы видео хотят понять, насколько интернет-пользователи из числа мусульман сочувствуют идеям радикалов. По сути, ИГИЛ проверяет прочность российского общества на уровне регионов. Радикалам нужно расширять свои ряды, и они ищут ресурсную базу для поддержки. И здесь очень важно грамотно вести разъяснительную работу с молодежью".
"В этом вопросе мы, к сожалению, серьезно отстаем от интернет-пропагандистов ИГИЛ. Что касается самих угроз, то я считаю, что нужно отнестись к ним со всей серьезностью и осторожностью", — подчеркнул Салман.
В свою очередь, исламский проповедник и бывший заключенный американской тюрьмы Гуантанамо Айрат Вахитов уверен: "ИГ доказало, что у нее есть возможности и ресурсы, чтобы больно ударить по инфраструктуре, по гражданским объектам во многих странах. Я не исключаю вероятности терактов".
"Бомбардировки ВКС по территориям, контролируемым "Свободной сирийской армией", задохнулись, их активность идет на спад. По ИГ российская авиация почему-то наносит удары с явной неохотой", — продолжил Вахитов. По его мнению, Кремль может пойти на наземную операцию в Сирии, и в случае нападений на территории России это особенно вероятно.
Члена научного совета Московского центра Карнеги востоковеда Алексея Малашенко в связи с публикацией этого видео ИГ больше волнуют другого рода вопросы, например об ответственности за гибель российского самолета A321 над Синаем.
"Эти ролики, которые гуляют и по России и по Центральной Азии — самые разные варианты, в том числе с имитацией художественных, — там есть такие постановки. Там есть признание того, что они сбили, взорвали самолет? — задается вопросом Малашенко, и сам на него отвечает, — Нету? Значит, если нет этого признания, тогда будем жить, как жили, потому что неизвестно, кто это сделал".
Малашенко не исключает, что за взрывом самолета, если он действительно имел место, стояло не ИГ, а другие, конкурирующие с ней радикальные сирийские группировки, ставшие мишенью российских авиаударов.
"Я не исключаю, что это была месть конкретно Сиси и Египту, за его атаку на "Братьев-мусульман", такой подрыв экономики, но пока что я не вижу публичного заявления, что "это сделали мы", я имею в виду халифата".
"Исламское государство", между прочим, уже почти полтора года существует, все теракты, которые там вокруг происходят, что Турция, что Ирак, что та же Сирия, в Йемене война, Ливия, еще что-то, — это ближневосточные окрестности, там идет гражданская война, там и должны быть теракты. По определению, давайте будем циниками, где есть гражданская война — там есть теракты. Так что в этом отношении удар по России, который был, он как-то даже выпадает из этой логики. Вот "Аль-Каида" наказывала — вот это была цель, а этим-то зачем? Тут по-моему, все очень непросто", — подчеркнул в интервью Русской службе Би-би-си Алексей Малашенко.
Что касается официальной реакции Кремля на публикацию видеоролика ИГ, то на вопрос Би-би-си пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков ответил, что читал об этом видео, но не видел его и ничего не может сказать о его достоверности. "В любом случае, я думаю, этим вопросом займутся специалисты", — добавил Песков.