Материалы проверки о высказываниях Ходорковского, в которых, по словам Гридневой, усматриваются признаки экстремизма, направлены в Следственный комитет для решения вопроса об уголовном преследовании Ходорковского. Решение принято заместителем генерального прокурора Владимиром Малиновским, сказала Гриднева.
Накануне экс-глава компании ЮКОС на пресс-конференции в Лондоне, трансляцию которой вела созданная им организация "Открытая Россия", высказал свою точку зрения на политическую и экономическую ситуацию в России.
В частности, он заявил, что революция в России неизбежна, а происходящее в стране расценил как "полноценный конституционный переворот". При этом Ходорковский подчеркнул, что видит свою задачу в том, чтобы сделать эту революцию мирной. "Свою задачу я вижу в предоставлении обществу альтернативы, готов стать этой альтернативой", — добавил он.
Генпрокуратура назвала прозвучавшие на пресс-конференции заявления о репрессивности и противоправности действующего законодательства, нелегитимности парламента, незаконности выборов президента России и зависимости судов ложными и расценила их как предложение саботировать законы.
"По причине отсутствия в стране, по его утверждению, института честных выборов и иных механизмов законной смены власти Ходорковский призвал к совершению революции как единственному и необходимому способу замены власти, указав, что им для этого уже предпринимаются определенные меры", — сказала Марина Гриднева.
В ходе пресс-конференции Ходорковский также прокомментировал сообщения о вызове его в Следственный комитет в качестве обвиняемого по уголовному делу об убийстве в 1998 году мэра Нефтеюганска Владимира Петухова.
"Предъявлять мне новые обвинения под новый год — давняя традиция. Информации о деле более чем достаточно. Убийство было раскрыто в том же году, что и совершено, в 1998-м. Были найдены и арестованы исполнители, затем по непонятным причинам отпущены", — сказал Ходорковский, добавив, что люди, которых следствие сочло исполнителями убийства, позже были убиты.
Михаил Ходорковский провел более 10 лет в российских тюрьмах. Он был помилован президентом Путиным в конце 2013 года, за полгода до конца второго срока, после чего уехал сначала в Германию, потом в Швейцарию, а сейчас проживает в Лондоне.