Fоtо: Reuters/Scanpix

Бывший владелец ЮКОСа Михаил Ходорковский, которому в России предъявили новые обвинения, связанные с делом об убийстве в 1998 году мэра Нефтеюганска Владимира Петухова, рассказал о своих планах, а также дал оценку политикам и приближенным к власти бизнесменам.

Как заявил Ходорковский в интервью РБК, "наша задача — найти новые лица, найти тех людей, которые способны показать людям себя как альтернативу и обрести политический опыт".

"Совершенно не важно, пройдут ли эти люди в Государственную думу. Нам важно, чтобы они показали себя как альтернативу. Нам важно, чтобы они показали себя людьми, которые завтра смогут управлять страной, когда режим сменится",- добавил он.

Экс-владелец ЮКОСа заявил, что "может позволить себе увеличить вложения в этом направлении", имея в виду такие общественные проекты, как "Открытая Россия". Речь, по его словам, идет о миллионах долларов помощи.

"Направляются они на несколько базовых проектов, которые взаимосвязаны, общая цель у них, как я говорил, — помощь потенциальной политической элите, которая должна будет прийти после смены этого режима, проявить себя и обрести политический опыт", — подчеркнул он.

Ходорковский посетовал, что он "не способен в нынешней ситуации… гарантировать безопасность людям, занимающимся оппозиционной общественной деятельностью в России. Они могут рассчитывать на какие-то преимущества в будущем, когда режим сменится".

"То, что я обещаю, — никого не забудут. Если люди попадут в тюрьму, о них никогда не забудут и никогда не дадут возможность нынешней власти о них забыть", — заметил Ходорковский.

Говоря о современной политической элите, он назвал некоторых политиков и бизнесменов "полностью отмороженными", которые "пытаются жить как в последний день, используя весь свой политический ресурс, чтобы ухватить последнее".

"Такой знаменательный пример последних дней — Ротенберги. Вот уж, казалось бы, куда вам эти копейки (речь идет о комиссии за управление системой дорожных сборов "Платон", против которой протестуют российские дальнобойщики) на общем фоне ваших доходов. Но нет, не могут отказаться. Как акула — если уцепилась, то уже не отпустит, может задохнуться, если кусок был слишком большой, но назад выпихнуть не в состоянии", — высказал свое мнение олигарх.

"Но есть и вполне нормальные, адекватные люди, которые при иной ситуации прекрасно бы работали в конкурентном, открытом, демократическом обществе. Среди них можно назвать и тех людей, которые для меня не являются такими уж близкими, они в разное время по-разному ко мне относились: это Кудрин (экс-министр финансов РФ, глава Комитета гражданских инициатив), Греф (глава "Сбербанка"), тот же Улюкаев (министр экономического развития), та же Набиуллина (глава Центробанка РФ). Это, в общем, люди, с которыми мы бы прекрасно работали, они вполне конкурентоспособны", — заявил он.

Ходорковский считает, что сама несменяемость президента — это плохо. "Для меня несменяемая власть плоха не потому, что это Путин. А потому, что вся система управления в обществе, сориентированная на несменяемость власти, разрушает страну", — сказал он.

"Когда мы даем людям разворовывать не настолько богатый бюджет, потому что мы рассчитываем, что эти люди сохранят лояльность на этапе, когда возникнут проблемы. Когда мы тратим деньги, безумные деньги, на правоохранительную систему, при этом требуя от нее не снижения уровня преступности в стране, а жесткого противостояния в момент "Ч", когда вдруг, не дай бог, власть начнет меняться. И это туда идут деньги, которые в ином случае шли бы на образование, на медицину", — отметил Ходорковский.

"Для меня любой, помимо Путина, лучше, потому что это означает сменяемость", — подчеркнул он. По мнению экс-владельца ЮКОСа, идеальный политик — это политик переходного периода, который сможет уйти навсегда, "подготовив условия для первых после долгого перерыва честных выборов в стране".

Он также высказался и по поводу расследования дела об убийстве оппозиционера Бориса Немцова. По его мнению, Владимир Путин не готов жертвовать кем-либо из возможных заказчиков.

"Для меня лично существует практически полная ясность с тем, на каком уровне был произведен заказ. Считаю, и в данном случае я могу ссылаться только на свое собственное мнение, что это — ближайшее окружение Рамзана Кадырова. Следствию установлен потолок, этот потолок — Геремеев (один из возможных организаторов убийства, боец чеченского батальона "Север" Руслан Геремеев).

"Привлекут они Геремеева, не привлекут — в данном случае это вопрос, насколько я понимаю, торга и дискуссии. Как оказалось, Путин, для которого гибель Немцова в ста метрах от Кремля была неприятной неожиданностью, даже в этой ситуации не готов пойти на то, чтобы всерьез подорвать позиции такого столпа своего режима, как Кадыров. Это его политическое решение, ему за него и нести ответственность", — заключил бизнесмен.

Сейчас Ходорковский находится в Лондоне. Он отказался ответить на вопрос о том, будет ли просить политическое убежище, в частности, в Великобритании: "это такой глубоко личный вопрос. Было бы странно, если бы я над ним не размышлял. Но я на сегодняшний день не готов этот вопрос сделать общественным достоянием".

При этом он не опасается за свободу передвижения и проблемы с финансированием после того, как в России против него выдвинули новые обвинения.

"Ни новых проблем с передвижением, ни новых проблем с финансированием я не предполагаю. Ну а если наша власть будет себя вести так, как она ведет себя сегодня, — и в экономической сфере, и во внешней политике, то проблемы с финансированием, скорее, будут у нее. Как, впрочем, и проблемы с передвижением по миру", — уверен он.

По словам бизнесмена, готовить новые обвинения против него начали в начале лета этого года, когда "была сформирована группа, координируемая ФСБ, туда были вовлечены чуть ли не все ведомства. Почему сейчас — просто дали пинка исполнителям".

"Не сомневаюсь, что, когда принималось решение о том, чтобы начать эту новую эпопею, главной мотивацией был именно иск. То есть пытались оказать давление на акционеров, чтобы минимизировать их активность в части истребования средств", — считает Ходорковский,

Ранее бывшие акционеры ЮКОСа выиграли судебные процессы против Российской Федерации в ЕСПЧ и Гааге. Страсбургский суд обязал Россию выплатить им 1,866 млрд. евро, а третейский суд в Гааге — более 50 млрд. долларов. Россия не согласилась с этим решением, в итоге некоторые российские активы в Европе были арестованы.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !