Первая палата отделения предварительного производства разрешила прокуратуре МУС начать расследование преступлений с 1 июля по 10 октября 2008 года. Запрос на проведение расследования под юрисдикцией МУС был направлен в октябре 2015 года. В нем говорилось, что южноосетинские силы атаковали грузин до 9 октября 2008 года, но уже после того, как российские войска покинули созданные буферные зоны на территории Южной Осетии.
В документе также идет речь о том, что, возможно, нападения и грабежи проводились с целью изгнания грузин с территорий, находящихся в Южной Осетии. Оценки числа убитых грузин варьируются от 51 до 113 человек, а числа беженцев — от 13,4 до 18,5 тысячи человек.
О планах МУС начать расследование сообщалось еще в октябре прошлого года. Как сообщал тогда прокурор Фату Бенсуда, у суда "есть разумные основания предполагать", что во время непродолжительного военного конфликта были совершены преступления.
Таким образом, это расследование станет первым в отношении России за всю историю суда, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления и преступления против человечности.
Осенью прошлого года глава Следственного комитета Александр Бастрыкин сетовал на то, что международное сообщество игнорирует некоторые серьезные результаты работы Следственного комитета, например, касающиеся событий в Осетии в 2008 году. "Мы нарасследовали 500 томов. До сих пор ни одна международная инстанция этим делом не заинтересовалась. Мы пытались внести наши материалы — а мы квалифицируем деяния грузинской военщины как международные и военные преступления — в Международный уголовный суд в Гааге", — сказал глава СК. По его словам, материалы не принимали к рассмотрению с 2008 года.
Вооруженный конфликт между Грузией с одной стороны и Россией, Южной Осетией и Абхазией с другой произошел в августе 2008 года. Днем 8 августа в регион были введены значительные российские силы. В то время занимавший пост президента РФ Дмитрий Медведев заявил, что Россия защитит своих граждан в Южной Осетии.
В свою очередь, тогдашний президент Грузии Михаил Саакашвили уже после конфликта объяснил, что Грузия была вынуждена начать войну, чтобы защитить своих граждан от российских интервентов.
Боевые действия продолжались до 12 августа включительно. С 14 по 16 августа был подписан план мирного урегулирования.
Российская сторона после конфликта, обернувшегося отделением Южной Осетии и Абхазии, признала суверенитет этих самопровозглашенных республик, однако до их широкого международного признания дело до сих пор не дошло. Примеру РФ последовали лишь Никарагуа и Венесуэла, а также крошечные островные государства Науру и Тувалу.
Дмитрий Медведев подписал указы о признании Россией независимости Южной Осетии и Абхазии 26 августа 2008 года. Власти Грузии по-прежнему считают обе республики своей оккупированной территорией.
В мае 2015 года президент Южной Осетии Леонид Тибилов заявил, что народ частично признанной республики однозначно ждет воссоединения с Северной Осетией в составе России, однако в Цхинвале понимают, что сейчас подобные планы в сложившейся геополитической ситуации могут навредить Москве.