По расчетам IfW, в 2015 году на мигрантов было потрачено не менее 10 млрд. евро, учитывая все расходы трехуровневой бюджетной системы страны: федерального бюджета, бюджета земель и муниципалитетов.
В 2016 году на эти цели придется потратить 22 млрд. евро. Сумма рассчитывается при условии, что в Германии будет размещено 1,5 млн. соискателей убежища.
В 2015 году Германия стала лидером в Евросоюзе по количеству мигрантов, прибывших на территорию страны: по разным оценкам, их число может достигать 1,1 млн. человек. В ФРГ прибывают по 3 тысячи человек в день. Обратно отправлены немногие. Немцы почти не отказывают в убежище, но все чаще задаются вопросом: во что обойдется им толерантность?
По прогнозу IfW, начиная с этого года Германия будет тратить на выходцев из воюющих государств от 25 млрд. евро в год (если в ФРГ будет прибывать ежегодно по 360 тысяч беженцев) до 55 млрд. евро (если ежегодный приток мигрантов будет миллионным).
Прогноз касается периода c 2016 по 2022 год. То есть, по максимальным расчетам, беженцы могут стоить экономике Германии 385 млрд. евро в ближайшие семь лет.
Скромнее оценки исследовательского института DIW. По подсчетам его специалистов, расходы Германии на мигрантов в 2016 году вырастут с 10 млрд. до 15 млрд. евро, а в 2017-м — до 17 млрд. евро.
Размер социального пособия в Германии составляет около 400 евро, а в Латвии, например, всего 139 евро. Комиссар ЕС по цифровой экономике и обществу Гюнтер Эттингер даже призвал сократить размеры социальных пособий для беженцев в Германии. Однако пока Германия планирует ограничить социальные выплаты не для беженцев, а для мигрантов из других стран ЕС, заявляла министр труда ФРГ Андреа Налес, передает Gazeta.ru со ссылкой на Deutsche Welle.
Среднестатистический беженец в Германии получает пособие в размере от 150 до 400 евро в месяц. И это только наличными, уточняет Александр Рар, научный директор Российско-германского форума. Кроме того, ему оплачиваются проезд в общественном транспорте, медицинская страховка и коммунальные расходы, услуги переводчика.
В пригородах крупных городов, например вокруг Берлина и Гамбурга, решено построить для беженцев социальное жилье. Здесь появятся целые поселки для мигрантов. Переселяться в сельскую местность они не хотят, не видя там для себя перспективы, отмечает Рар.
Кроме того, потребуется увеличение штата полицейских, врачей и учителей: мигрантов потребуется охранять, лечить и обучать их детей. То есть еще примерно 400 евро на человека. Это безналичная часть социального пособия для беженца.
По оценке IfW, максимальный размер трат на одного беженца в год составит 13 тысяч евро. При расчетах эксперты IfW исходили из того, что 30% прибывших мигрантов будут возвращены в страны происхождения, а 70% останутся в Германии на продолжительное время. При этом 20% из последней категории будут находиться в стране на основании разрешения на временное пребывание, что также влияет на уровень расходов.
По словам Рара, "доход среднего бюргера без учета налогов — 2500 евро в месяц. Вроде бы неплохо, говорят мои знакомые, приезжающие из других стран. Но когда начинаешь считать налоги, страховки и прочие расходы, то понимаешь, что уровень жизни среднестатистического немца совсем не впечатляет".
У каждого немца — не менее шести различных страховок: на дом, квартиру, медстраховку и т.д. На подоходный налог при таком размере дохода уйдет примерно 500–600 евро. Отчисления в пенсионный фонд — около 300 евро, плата за жилье — еще 500 евро, проездной на общественный транспорт — 75 евро.
"Бюргеру едва хватает на бензин, на одну поездку с семьей к морю, и еще останется возможность накопить на новый телевизор. В нищете не останешься, даже если потеряешь работу, но финансовые возможности бюргера стремятся к доходу мигранта", — говорит Рар, отмечая первые признаки недовольства немцев по отношению к мигрантам и политике Ангелы Меркель.
Но даже если до 2020 года в Германию будут приезжать по миллиону мигрантов, затраты на них будут составлять порядка 2% ВВП, то есть "останутся контролируемыми", считает эксперт IfW Маттиас Люке. На таких расчетах, по всей очевидности, и основан оптимизм канцлера Германии Меркель.
Ярослав Лисоволик, главный экономист Евразийского банка развития, считает, что Германия, потратившись на мигрантах, будет вынуждена ужесточить предоставление средств и фингарантий странам — членам ЕС, начнет активнее требовать от них усиления бюджетной дисциплины.
Между тем Меркель заявила, что беженцы из Ирака и Сирии должны будут вернуться на родину после того, как в их странах прекратятся военные действия.