Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес заявил, что его страна не может в одиночку стать "мини-Швейцарией" из-за соседства с Россией.
"Понимание, что Эстония могла бы в одиночестве стать мини-Швейцарией под боком у России, подходит под рубрику абсурда. Как можно вообще дойти до такого самообмана?", — заявил Ильвес на торжественном концерте в честь 98-й годовщины государственной независимости Эстонии.
"Американские солдаты находятся в Эстонии, чтобы защищать нас и в случае необходимости вступить в сражение за нашу свободу. За это они заслуживают как минимум уважения, но никак не советов местного политика, что избежать нападения хулиганов чернокожему солдату помогло бы постоянное ношение военной формы", — пояснил он.
"Но почему-то, если Эстония не совсем такова, какой мы хотели бы ее видеть, виноват всегда кто-то другой — президент, правительство, оппозиция, предприниматели, Россия или Европейский Союз. Вечно виноват кто-то другой, а не сам я… Свое государство мы, если так можно выразиться, рисуем сами — каждый день и все вместе. И прежде чем обвинять других, надо посмотреться в зеркало", — сделал вывод Ильвес.
Он полагает, что "Европа справится с миграционным кризисом, если мы соберем свою мудрость, силу и ответственность, оставим свою нерешительность и затягивание".
"Есть люди, которые говорят: зачем нам этот Евросоюз? Я отвечаю им: а попробуйте побыть вне Евросоюза! Не стоит забывать, что если бы мы не попали в Евросоюз, мы бы не попали и в НАТО. Было несколько стран НАТО, которые не хотели принимать никаких прибалтов, и пока мы не входили в Евросоюз, у них была возможность наложить вето на присоединение новичков.
Посмотрим сейчас, например, на Украину или Молдавию. Слава богу, что в 1990-х мы провели все эти реформы, выполнили требования для членства. Это не было само собой разумеющимся или предопределенным. Теперь же — мы защищены. Одно только членство и введение евро — часть безопасности, которую получила Эстония. Вплоть до того, что в Таллинне шенгенская компьютерная система всего Евросоюза. Поэтому распад ЕС был бы крайне плох именно для Эстонии", — сказал он в интервью эстонскому DELFI.
Также Ильвес заявил, что "кризис с беженцами может привести к распаду Европейского Союза, который, не стоит забывать, является одним из столпов безопасности Эстонии".
Эстонский лидер также выразил опасения из-за инициативы премьер-министра Италии Маттео Ренци лишить поддержки те восточноевропейские страны, которые не хотят принимать мигрантов.
"Это не пустая угроза, так как в кулуарах в таком же ключе говорят и другие государства. Те государства, из взносов которых и состоят структурные фонды", — предупредил он.
"Нашу обеспокоенность усиливает страх, что все восстановленное и заново созданное за последние 25 лет может опять пропасть. Мы всегда думаем о том, выживем ли. Этим мы отличаемся от многих других государств и народов.
Но, уважаемые слушатели, нас отличает и убеждение в том, что Эстония не такая, как остальные. Мы справимся, мы быстрее, изобретательнее, мобильнее, мы находим и придумываем решения. Именно так мы и делали последние двадцать пять лет.
Так давайте же поговорим об этом спокойно и честно, хотя это, очевидно, не самая приятная тема для разговора в день рождения. Поговорим о сирийских беженцах, поговорим о нуждающихся в убежище", — сказал Ильвес.
На вопрос, когда в Эстонию прибудут первые беженцы, он ответил, что "в последние годы в Эстонию прибыли десятки беженцев. Разве это затронуло, сделало менее уверенной жизнь 1,3 млн местных жителей? Нет, конечно нет. Прием военных беженцев — знак, что Эстония понимает важность солидарности. Мы справились бы с этим. До сегодняшнего дня Эстония не приняла даже двоих таких беженцев. Сейчас вопрос в том, когда МВД закончит свои процедуры".
По его мению, Эстония должна принимать только тех беженцев, которые бежали от войны и не представляют угрозу ее безопасности.
"Остальных же, то есть экономических мигрантов и ловцов удачи, надо высылать обратно, как это уже стала самым образцовым способом делать Финляндия", — добавил он.
"Да, языковая и культурная среда, из которой они вышли, очень отличается от нашей. Да, действительно, радикальная и агрессивная форма ислама никак не согласуется с нашим укладом жизни, нашими ценностями и убеждениями. Да, терроризм бесспорно представляет угрозу безопасности любого государства", — сказал Ильвес.