"Разочарованные последователи ИГИЛ, завербованные на Западе, все чаще обращаются к правительствам своих стран с просьбой помочь им вернуться домой", — сообщает The Wall Street Journal, ссылаясь на дипломатов и сирийскую организацию, помогающую перебежчикам из "Исламского государства".
Дипломаты из шести посольств западных стран в Турции говорят: некоторые сами приходят в диппредставительства в Турции, другие тайно присылают письма, передает журналистка Мария Аби-Хабиб.
Эти призывы о помощи звучат в момент, когда ИГИЛ теряет территории, а Ракка и Фаллуджа подвергаются новым атакам.
По словам дипломатов, среди тех, кто хочет бежать от власти ИГИЛ, есть и боевики, и люди, которые просто приехали в так называемый халифат, поддавшись на уговоры, и дали там присягу, говорится в статье.
С осени прошлого года как минимум 150 граждан из шести западных стран просили помочь им с побегом или сбежали самостоятельно. Это, видимо, неполная информация. Сколько именно уроженцев западных стран вступили в ИГИЛ в Сирии и Ираке, а затем вернулись домой, неизвестно. По оценкам западных властей, в Европу уже вернулось несколько сот боевиков.
Дипломаты рассказали, что тем, кто пытается бежать, нужно для начала добраться до Турции. Там турецкие власти и власти их стран пытаются установить, опасны ли перебежчики.
Турецкая разведка не менее месяца держит их под арестом, допрашивает и только затем передает в распоряжение посольств их родных стран. Затем перебежчиков допрашивают в Турции представители ведомств из их государств, говорится в статье.
Дипломаты признаются, что разрываются между необходимостью оказывать консульскую помощь гражданам и опасениями, что многие из них, вероятно, воевали в рядах экстремистов.
"Они часто говорят, что ездили туда (в Сирию) раздавать гуманитарную помощь, а мы думаем, что они воевали. Но мы не можем этого установить. Нас там не было. И они выходят на свободу", — сказал в интервью неназванный сотрудник консульства одной из европейских стран в Стамбуле.
Как свидетельствуют дипломаты, беглецы-сирийцы и родственники, в последние месяцы перебежчики из ИГИЛ прибывают целым потоком.
"Когда-то граждане западных стран, вступавшие в ИГИЛ, имели не только могущество и высокий социальный статус: им бесплатно предоставляли питание, жилье и даже автомобили", — пишет журналистка. Теперь жизнь совсем другая: авианалеты, дефицит продовольствия, примитивное медицинское обслуживание.
"Отец, помоги мне, — написала в СМС примерно полгода назад девушка-подросток из Европы. — Я хочу вырваться отсюда. Но теперь у меня маленький ребенок". По словам отца, она до сих пор в Ракке, так как боится, что при попытке к бегству ее перехватят.
"Бывший повстанец, называющий себя Абу Шуджа, возглавляет сеть, которая содействует перебежчикам. По его оценкам, она помогла примерно ста из них добраться до Турции. Он говорит, что члены ИГИЛ особенно сильно разочаровались, когда увидели, что боевики стали вымогать деньги у единоверцев-мусульман после того, как экономическая инфраструктура группировки пострадала от авианалетов", — говорится в статье.
По оценке Лайзы Монако, советника президента США по внутренней безопасности и борьбе с терроризмом, сейчас в Сирии и Ираке около 25 тысяч боевиков ИГИЛ. Иными словами, из-за потерь на поле боя и лишений их стало на 10 тысяч меньше, чем год назад. В момент расцвета в рядах "Исламского государства" было около 20 тысяч иностранных боевиков, в том числе примерно 4,5 тысяч — с Запада, добавляет Аби-Хабиб.