Как сообщил источник издания, близкий к расследованию, айтишника подозревают в том, что он "недавно" "вывел очень большой объем конфиденциальных данных" юридической фирмы. Кроме того, его обвиняют в "удалении данных", "несанкционированном доступе к системе" и "злоупотреблении доверием". В прокуратуре Женевы подтвердили, что "процедура была инициирована после жалобы, поданной Mossack Fonseca", но от дальнейших комментариев отказались.
Уместно напомнить, что руководство Mossack Fonseca сочло публикацию "Панамских документов" "уголовным преступлением" и "нападением" на Панаму.
Прокуратура провела обыск в офисах женевского отдела компании, изъяла компьютерное оборудование. Проверки продолжаются, чтобы определить, какие именно данные были удалены и за какой период. Айтишник отрицает все выдвинутые против него обвинения.
Нет никаких доказательств того, что именно задержанный был источником утечки документов, обнародованных в апреле, и, как отмечает норвежское издание Dagbladet, распространенной реакцией в Twitter на это сообщение было: "Будем надеяться, что это не он".
Что известно об организаторе утечки
Человек, организовавший беспрецедентную утечку "Панамских документов" (2,6 терабайт данных), впервые объяснил свои мотивы в мае немецкой газете Süddeutsche Zeitung, скрывшись под псевдонимом Джон Доу (John Doe). Он утверждал, что не сотрудничает ни с одной разведкой мира и никогда не работал на спецслужбы.
Он считает нынешнее мироустройство несправедливым и полагает, что офшоры нужны для того, чтобы богатые богатели в ущерб интересам менее обеспеченных. По его словам, офшорные компании, созданные Mossack Fonseca, используются не только для уклонения от уплаты налогов, но и для совершения других преступлений. "Я решил разоблачить Mossack Fonseca, потому что я думаю, что ее учредители, сотрудники и клиенты должны отвечать за свою роль в этих преступлениях", — заявил он.
Джон Доу раскритиковал власти западных государств за гонения на организаторов утечки, приводя в пример бывшего сотрудника спецслужб США Эдварда Сноудена, предавшего гласности засекреченную информацию спецслужб США о проводимой ими массовой электронной слежке за миллионами граждан по всему миру и о прослушке политических лидеров других стран, разоблачителя швейцарских банков Брэдли Биркенфельда и Антуана Дельтура, сделавшего достоянием гласности тайные правила налогообложения ТНК в Люксембурге. Джон Доу призвал обеспечить иммунитет такого рода осведомителям и заявил, что готов к сотрудничеству с властями на приемлемых условиях.
Отметим, что Биркенфельд вместо того, чтобы приветствовать появление "панамского досье", поднял вопрос об источнике информации и заявил, что взлом Mossack Fonseca произошел при участии американских разведывательных служб.
"Панамские документы"
3 апреля 2016 года Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) обнародовал масштабный материал о сети офшоров по всему миру. Публикация стала возможной благодаря утечке документов из панамской фирмы — регистратора офшорных компаний Mossack Fonseca. В анализе и дополнении полученных от анонимного источника данных MossFon участвовали сотни журналистов из разных стран, включая сотрудников немецкой Süddeutsche Zeitung, британской The Guardian и российской "Новой газеты".
Одна из частей расследования, которое в прессе называют "Панамскими документами", или "Панамским архивом", повествует об офшорной империи с активами в миллиарды долларов, за которой стоят люди из ближайшего окружения президента РФ. В центре российского сегмента "Панамагейта" оказался виолончелист Сергей Ролдугин — близкий друг Владимира Путина.
Благодаря утечке документов из панамской фирмы выяснилось, что офшорные компании, прямо или косвенно принадлежащие музыканту, получали сотни миллионов от RCB Bank (кипрская "дочка" ВТБ), которые распределялись по другим компаниям. Управлением активами занимались руководители банка "Россия", который правительство США называет "кошельком Путина". Также компании получали деньги от сделок с акциями "Роснефти" и "Газпрома".
Позже сотрудники Центра по расследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) выяснили, что миллионы долларов, в 2008 году осевшие на счетах Ролдугина, — это средства из российского бюджета, пропажу которых расследовал сотрудник Hermitage Capital Сергей Магнитский, умерший в 2009 году. Речь идет о деньгах, полученных компанией виолончелиста International Media Overseas SA за продажу акций "Роснефти".
В Кремле утверждают, что Ролдугин тратил все свои деньги на покупку дорогих музыкальных инструментов, которые привозил в Россию. В свою очередь, авторы расследования отмечают, что на деньги, которые получали компании Ролдугина, музыкант мог бы скупить все виолончели в мире.