В интервью Би-би-си политик признал, что вторжение "привело к ужасным последствиям". Но смещение Саддама Хусейна было неизбежно, с учетом того, что происходило в регионе, заявил Блэр в интервью радиопрограмме Би-би-си Today. Он также прокомментировал знаменитую записку, которую он передал президенту США Джорджу Бушу в 2002 году.
В 2014 году комиссия по расследованию обстоятельств войны в Ираке разрешила опубликовать некоторые отрывки разговоров и переписки между Бушем и Блэром, состоявшихся незадолго до начала войны в Ираке. В одной из записок Блэр написал Бушу: "Я буду с тобой, что бы ни случилось".
Блэр, однако, утверждает, что в тот момент он еще не принял бесповоротного решения вступить в войну. "Мы четко заверили США, что будем вместе с ними при решении этой проблемы", — пояснил Блэр.
Сразу после публикации выводов комиссии Чилкота Тони Блэр, который в качестве премьер-министра Британии принимал решение об участии в иракской кампании, заявил: "Я приму полную ответственность за любые ошибки — без каких-либо исключений или оправданий".
В тоже время он сказал, что принимал это решение из лучших побуждений и в убежденности, что оно служит интересам Британии, и он и сейчас считает его правильным.
Комиссия, проводившая многолетнее расследование, пришла к выводу, что Британия приняла решение об участии во вторжении в Ирак до того, как были исчерпаны все возможности для мирного разоружения режима Саддама Хусейна. А у разведки не было окончательных и достоверных данных о том, что Ирак продолжает производить химическое и биологическое оружие.
"Слишком рано"
Дипломат Джереми Гринсток, работавший послом Великобритании при ООН в момент, когда принималось решение о вторжении в Ирак, решил рассказать подробности событий 2002-2003 годов. Он считает, что США подтолкнули Великобританию к участию в боевых действия на территории Ирака слишком рано.
"В те дни я ощущал, Британия ощущала, я думаю, и премьер-министр ощущал, что американцы подталкивали нас к тому, чтобы начать боевые действия слишком рано", — отметил бывший дипломат в интервью Би-би-си.
По его словам, Блэр пытался заручиться поддержкой ООН и добиться принятия соответствующей резолюции. Но высокопоставленные американские чиновники говорили, что это "пустая трата времени", вспоминает посол.
"Американцы вели себя неискренне. Но премьер-министр (Великобритании) был искренним, потому что он считал, что еще был шанс усмирить Саддама, прежде чем использовать военную силу", — заявил Гринсток.
Бывший посол утверждает, что Блэр не хотел торопиться с принятием решения о военном вторжении. Он хотел дать международным инспекторам еще полгода, чтобы разобраться, есть ли у Багдада оружие массового поражения. "В течение какого-то времени Джордж Буш соглашался с ним. Но окружение Буша было не согласно, они считали все это потерей времени", — говорит дипломат.
Особенности военного планирования
Генерал Тим Кросс — самый высокопоставленный британский военачальник, участвовавший в планировании вторжения — сказал, что, когда речь заходила о возможных последствиях военной операции в Ираке, бывший министр обороны США Дональд Рамсфельд не хотел слушать ни ООН, ни Великобританию.
Кросс утверждает, что США разогнали иракскую армию и правящую партию Баас без каких-либо консультаций. Но глава тогдашней американской оккупационной администрации в Ираке Пол Бремер сказал Би-би-си, что британские власти были подробно проинформированы о стратегии действий в отношении Баас.
"То конкретное решение было одобрено президентом Соединенных Штатов, министром обороны и Объединенным комитетом начальников штабов США", — заявил Бремер.
"За 10 дней до принятия решения мой советник обсудил эту тему с властями в Лондоне, никаких возражений получено не было", — добавил он.
Государственный департамент США заявил, что не будет комментировать выводы доклада Чилкота, поскольку ведомство сосредоточено на нынешних проблемах, возникающих в Сирии и Ираке.