По мнению президента Турции Реджепа Эрдогана, население страны выступает за возвращение смертной казни. Государство же, продолжил он, обязано прислушиваться к воле народа. С таким заявлением Эрдоган выступил вскоре после того, как председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер исключил присоединение Турции к ЕС, если ее власти введут высшую меру наказания.
"Что говорит турецкий народ сегодня? Он хочет возвращения смертной казни. И мы, государство, обязаны прислушиваться к тому, что говорят люди. Мы не можем просто взять и сказать: "Нет, нас это не интересует", — заявил Эрдоган в эфире немецкого телеканала ARD (цитата по Reuters).
О готовности вернуть смертную казнь президент Турции заговорил после провалившейся попытки военного переворота в стране. Выступая на церемонии похорон жертв мятежа в Стамбуле, он заявил, что пойдет на крайний шаг, если того потребует народ.
"При демократии требование народа не может быть проигнорировано. Это ваше право. Это будет оценено в рамках конституционного процесса в соответствующих инстанциях, которые примут решение", — заявил тогда Эрдоган. Собравшийся на церемонии народ в ответ начал скандировать "хотим смертную казнь".
За день до этого о возможности введения смертной казни для участников попытки военного переворота говорил премьер Турции Бинали Йылдырым.
В Турции смертная казнь не применялась с 1984 года. В 2004 году в рамках установленных Евросоюзом требований к странам, претендующим на членство, Турция официально запретила высшую меру.
Отметим, что Эрдоган не раз утверждал, что для Анкары членство в Евросоюзе является стратегической целью. Однако в ЕС предупредили, что возвращение смертной казни прекратит все переговоры о присоединении Турции к Евросоюзу.
Юнкер накануне заявил, что Турция, в своем нынешнем положении, не в состоянии стать членом Европейского союза. Он подчеркнул, что стране, которая включает в свой законодательный арсенал смертную казнь, нет места в ЕС.
Турецкий министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу в ответ на слова Юнкера заявил, что Евросоюз не может угрожать Турции в вопросе смертной казни. Председатель Еврокомиссии, по мнению главы МИД, не должен смотреть на Турцию свысока.