Через несколько месяцев после того, как Барак Обама впервые занял президентское кресло в 2009 году, он рассказал о своем видении "мира без ядерного оружия", напоминает в редакционной колонке британская газета Times.
Вскоре после этого президент США стал лауреатом Нобелевской премии мира. И вот сейчас, в конце своего второго срока, как будто пытаясь оправдать этот аванс, Обама пытается исключить из американской военной доктрины ее главную часть — возможность первыми применить ядерное оружие.
На деле это предположительно смелое решение ведет к тому, что Вашингтон лишается возможности предотвращать агрессию, считает британская газета. И вместо того чтобы отсрочить армагеддон, такой шаг может лишь привести к глобальной неопределенности и подтолкнуть государства-изгои к рискованному шагу — и уж никак не сделать мир более безопасным.
Не удивительно, что американские союзники, в том числе Великобритания, испытали страх, ведь любое разночтение в военной доктрине США и ее союзников по Совету безопасности делает концепцию единого сдерживания бессмысленной.
В момент кризиса позиция отказа от первого удара будет гарантировать лишь замешательство, ведь в заключительном коммюнике, принятом недавно на саммите НАТО в Варшаве говорилось о том, что "обстоятельства, при которых НАТО будет вынуждена применить ядерное оружие, крайне маловероятны". Но между "крайне маловероятны" и "никогда, ни при каких обстоятельствах" есть огромная разница, подчеркивает газета.
Однако наибольшую озабоченность инициатива Обамы вызывает у Японии и Южной Кореи, которые справедливо полагают, что она может быть расценена как приглашение к действию лидером Северной Кореи Ким Чен Ыном, который спешит завершить работы над созданием примитивной ядерной бомбы.
Отсутствие гарантий безопасности может также подтолкнуть уязвимые страны региона к созданию собственных арсеналов на случай нападения со стороны Пхеньяна, сообщает Times.
Хотя Обама вынашивал свои планы задолго до того, как кандидатом от республиканцев был избран Дональд Трамп, многие поспешили увидеть в этом недоверие к действиям возможного будущего президента.
В свою очередь, Дональд Трамп был на удивление откровенен в том, как он бы поступил в должности главнокомандующего. "Я буду последним, кто применит ядерное оружие", — заявил он.
При этом и он, и его соперница Хиллари Клинтон признают необходимость стратегической гибкости, которая лежит в основе любой политики сдерживания.
Изменение в военной доктрине, исключающее применение ядерного оружия первыми, не дает никаких очевидных преимуществ, подводит итог Times. Напротив, оно снижает оборонную мощь США и НАТО в целом и может стать последним безрассудным жестом Обамы.