Отвечая на вопросы членов комитета Палаты общин по иностранным делам в зале имени Маргарет Тэтчер, Борис Джонсон в то же время признал, что переговоры о новых санкциях со странами континентальной Европы идут нелегко, и одна из причин этого, как считает глава Форин-офиса, состоит в том, что многие из них зависят от поставок российского газа.
В своем втором за неделю выступлении в парламенте Борис Джонсон рассказал, что Британия может действовать в Сирии по трем направлениям. Первое - продолжить оказывать гуманитарную помощь. Второе - добиваться введения новых санкций против "ключевых игроков режима Асада, а также русских". Третье - силовые акции, но о них Джонсон высказался крайне осторожно.
"Сейчас мы имеем основания рассматривать более "кинетические" варианты, военные варианты. Но мы должны быть реалистичны в отношении того, как они сработают и что возможно сделать. Мы не можем ничего делать без союзников по коалиции, без американцев", - сказал Джонсон.
Ранее на этой неделе на слушаниях по Сирии с участием Бориса Джонсона члены Палаты общин призывали к введению над Алеппо бесполетной зоны и даже к ударам по военным объектам сил Асада в ответ на то, что они считают бомбежками мирного населения восточного Алеппо, находящегося под контролем повстанцев. Джонсон уклончиво ответил, что для этого надо быть готовым сбивать самолеты и вертолеты, нарушающие границы зоны, и следует тщательно обдумать все последствия.
Во вторник ходе выступления в парламенте в рамках дебатов, посвященных Сирии, Борис Джонсон заявил о виновности России в нападении на гуманитарный конвой ООН под Алеппо и призвал противников войны устроить демонстрацию у посольства России в Лондоне.
Этот призыв вызвал гневную реакцию российских властей. Официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков назвал слова Джонсона "русофобской истерией".
"Не Советский Союз"
Член парламентского комитета по иностранным делам, лейборист Майк Гейпс спросил Джонсона, не следует ли Британии "полностью пересмотреть" отношение к России с учетом ее действий в Грузии, Украине, Сирии и, как сказал депутат, угроз странам Балтии.
Борис Джонсон ответил, что Британия не намерена ссориться с российским народом, что сам он - русофил, поклонник русской культуры, и что не стоит сравнивать нынешнюю Россию с Советским Союзом и говорить о новой холодной войне, поскольку СССР представлял собой гораздо более серьезную угрозу. Но в то же время, подчеркнул Джонсон, следует продолжать давить на российское руководство.
"Наши санкции кусаются. Экономика России в прошлом году, если не ошибаюсь, сократилась на 3,5%. Мы должны вести себя очень, очень жестко, - продолжил Джонсон. - Но одновременно нам следует пытаться наладить сотрудничество с Россией, мы должны убеждать российские власти, убеждать Владимира Путина, что есть другой путь, что если он приведет Сирию к миру, то заслужит благодарность людей всего мира. Но если он продолжит идти путем этого варварства, то, боюсь, как я уже говорил в палате, Россия рискует оказаться государством-изгоем".
Нерешительные союзники
Председатель комитета по иностранным дела, консерватор Криспин Блант пожелал уточнить у Джонсона, какие именно новые санкции против сирийцев и россиян можно было бы ввести, и как они будут формально отделены от санкций за аннексию Крыма и конфликт на востоке Украины.
Джонсон, подчеркнув, что "украинские" санкции должны оставаться в силе, признал, что обсуждение новых санкций с политиками континентальной Европы идет "небеспроблемно".
По словам министра иностранных дел Британии, некоторые его коллеги с континента говорят ему, что экономика их стран тоже "ощущает давление" из-за санкций против России. К тому же, как напомнил Джонсон депутатам, для части европейских стран очень важны поставки российского газа.