"Не думаю, что возможна какая-то прямая экспансия: все-таки существует Устав НАТО, который регулирует, что нападение на одну из стран НАТО является нападением на весь блок. Поэтому вряд ли страны Балтии могут быть объектом такой прямой агрессии.
Однако же, встав на путь бесконечной игры на нервах, связанной с захватом территорий (или, как это теперь называют, "возвратом территорий"), Путин с него уже сойти не может. Поэтому, я думаю, что какие-то бесконечные провокации на эту тему — они не просто возможны, они будут, мы их увидим!", — заявил Навальный в интервью телепрограммы "Русская улица" на канале LRT.
По словам Навального, "несколько лет назад мы не могли представить, что будет война с Украиной, — даже сама мысль об этом была смешной! Поэтому сейчас кажутся не очень реалистичными какие-то агрессивные действия или агрессивные провокации в отношении стран Балтии. Но я думаю, что в том или ином виде они проявятся, потому что вся эта система, все эти путинские имперские символы веры, — они, конечно, в обязательном порядке предусматривают, что Прибалтика — это не настоящие страны. Знаете: "курица — не птица, Прибалтика — не заграница".
И именно поэтому когда госпропагандисты говорят какую-то свою ерунду, вставляют обязательный номер программы: "Прибалтика — это что-то не настоящее, это не настоящие страны, это зона влияния, поэтому мы должны иметь право распоряжаться, мы должны им указывать. Почему это они у себя где-то в Риге, Вильнюсе или Таллинне что-то делают, не согласованное с нами?"
Навальный заявил, что его "позиция по Крыму реалистична" и исходит из "того, что есть на практике".
"Считаю, что аннексия Крыма была незаконна. Юридически, морально, фактически она была незаконна, и с этим нет никаких споров. Другое дело, что сейчас мы находимся в ситуации, при которой этот конфликт, созданный Путиным и путинским окружением, — его невозможно решить просто. У него нет простого решения, как нет простого решения у аналогичных территориальных конфликтов: у проблемы северного Кипра или проблемы ближневосточных территорий, или проблемы Фолклендских островов, или проблемы Японских островов (так называемых "северных территорий"). Это конфликт, который был создан и останется с нами на десятилетия.
В Крыму сейчас живут 3 миллиона российских граждан. У них российские паспорта. Даже самый замечательный, демократически избранный президент России, который придет и который захочет решить эту проблему по-честному, — он что, должен забрать эти паспорта обратно? Но это невозможно ни по закону, ни по здравому смыслу.
То, что Кремль назвал референдумом в процессе захвата Крыма, — конечно, никаким референдумом не является. Но мы должны установить реальное волеизъявление жителей Крыма и оно должно быть отправной точкой во всей этой дискуссии", — заявил Алексей Навальный.
По мнению Навального, России "нужна не символическая декоммунизация (хотя она тоже, безусловно, нужна), а практическая декоммунизация. Можно, конечно, переименовать улицу Ленинская слобода во что-нибудь другое, но я бы предпочел, чтобы суд, который находится на улице Ленинская слобода, был декоммунизирован и десоветизирован. Вот это, кстати говоря, вещь, которая произошла в странах Балтии и не произошла ни в России, ни на Украине.
Это является одним из корней проблемы: то, что органы власти, прежде всего судебные и правоохранительные, — они работают, как, например, в 1973 году. Как эти сотрудники КГБ работали при Андропове, они так и работают сейчас, — и сидят под портретами Андропова и Дзержинского. То есть органы власти, сама система управления должны быть десоветизированы, декоммунизированы. Вот это приоритет. А улица — это уже само по себе переименуется".
"Хотя хочу сказать, что есть какие-то совсем дикие вещи. Например, я недавно был в городе Суздаль, — это древний русский город, который является витринным туристическим городом, куда везут всех иностранцев, чтобы показать, какова она, замечательная Русь-матушка. И вот там улицы: улица Ленина, улица Профсоюзная, улица еще какая-то… Ну смешно: даже в древнем русском городе мы посредством табличек на улицах сами отрезаем всю свою историю, говорим, что ничего не было раньше. Конечно, эти вещи должны быть как-то изменены", — добавил блогер.
"Я верю в то, что делаю, и мне нравится это делать… Я борюсь за то, чтобы Россия стала на европейский путь развития, борюсь с коррупцией и с конкретными людьми. Мне нравится это делать, вижу, что многие люди поддерживают меня.
Да, на сегодняшний момент мы не добились практических результатов: этих коррупционеров мы не посадили в тюрьму, не изгнали из власти. Но я верю, что рано или поздно это произойдет. Делаю это сейчас, буду делать даже через 20 лет, если не добьюсь результата в виде посадки всех этих жуликов. Просто потому что это моя страна, я не собираюсь ее отдавать кому-то другому, — заметил основатель Фонда по борьбе с коррупцией.
Говоря о выборах в России, Навальный полагает, что о "стратегия Кремля заключается в том, чтобы просто не пускать тех, кто может получить много голосов. Они выпускают только тех игроков, которые заведомо получат 2-3 процента, на которых можно будет показать и сказать: "Посмотрите на этих демократов! Они же не имеют поддержки в России! Они снова набрали 2 процента, потому что Россия такая консервативная страна". Это ерунда! Россия — обычная страна, если появляются политики, которые могут нормально говорить о своих демократических взглядах, о демократическом, европейском пути развития России, и которые получают существенную поддержку, что я и продемонстрировал на выборах в Москве".
Навальный считает себя "нормальным русским националистом": "Что плохого в национализме, если этот национализм не требует насилия в отношении остальных, не требует унижения кого-то другого, не устанавливает какого-то превосходства над другими?"
"У русских есть специфические проблемы, начиная с того, что русские — крупнейший разделенный народ Европы, и заканчивая алкоголизмом, наркоманией, деградацией в деревнях и так далее.
Но это не значит, что для решения наших проблем мы должны кого-то захватить или объявить, что кто-то ниже нас, кого-то поработить или вести экспансию. Вот сейчас действующей властью объявлено, что главным решением главной проблемы русского народа является то, что нам "маловато территории", и поэтому нам нужно кого-то захватить или принудить, или вообще показать некое доминирование в Европе или в мире. Или мы должны противостоять США. С моей точки зрения, это чушь!
Решение проблем граждан России, и русских в частности, и правильный русский национализм заключается в том, чтобы обратиться внутрь страны и увидеть эти огромные брошенные территории, эти вымирающие города и деревни, этих спивающихся людей, эту безнадегу, это безденежье, и ту огромную долю национального богатства, которая проходят мимо рук русских и мимо рук граждан России и которая достается неизвестно кому", — сказал он.
Навальный добавил, что "не нужно пугаться самого слова "национализм". Многие националистические движения в России в период 2011-2012 годов как раз и повернулись в сторону такого гражданского национализма, патриотизма… Сейчас они все разгромлены, потому что все националистические движения, которые не являются движениями имперского толка и не провозглашают своими целями захват территории, — Кремль в них не нуждается и, наоборот, даже считает их опасными. И борется с ними даже гораздо сильнее, чем с либералами".
"Кремль судорожно пытается найти какую-то общенациональную идеологию, общенародную идеологию, которая бы хорошо ложилась на их нужды. Их нужды заключаются в том, что они хотят консолидировать власть и править вечно, фактически возродив в России монархию. Фактически она и возрождена.
Сейчас Путин пытается сделать все то же самое: загнать всю церковь в чиновничий ранг, давать им указания, и они эти указания будут с рвением выполнять, — просто это будет выглядеть еще хуже, чем в ситуации с обычными чиновниками, потому что здесь люди пытаются говорить о Боге и о душе. Хотя, конечно, к религии это не имеет никакого отношения", — заявил Навальный.