В ночь на вторник (15 ноября) на сайте Следственного комитета России появилось лаконичное сообщение: за вымогательство и получение взятки в 2 млн долларов задержан министр экономического развития Алексей Улюкаев.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков посреди ночи не смог рассказать журналистам ничего внятного. Позже утром стало известно о том, что глава правительства Дмитрий Медведев обсудил с Владимиром Путиным задержание министра.
Еще позже в Кремле сообщили, что Путин получал всю информацию о ходе оперативной разработки Улюкаева. Источники российских СМИ в правоохранительных органах уточнили, что в разработке ФСБ Улюкаев находился больше года, в активной разработке СКР — полтора месяца. В последний раз Путин лично встречался с Улюкаевым в конце января этого года.
Последняя публичная встреча Улюкаева и Путина, судя по данным официального сайта президента, произошла 2 ноября на совещании правительства в Ново-Огареве. Улюкаев на нем не выступал.
В целом с конца лета, когда, как утверждают источники российских СМИ, суд дал санкцию на прослушку Улюкаева и стартовала его активная разработка, министр и президент Путин встречались многократно на рабочих заседаниях и совещаниях и между ними ни разу не возникало споров, если верить официальным стенограммам на сайте Кремля.
На заседании Басманного суда в Москве во вторник Улюкаеву были предъявлены обвинения в вымогательстве и получении взятки в особо крупном размере, следствие ходатайствовало о домашнем аресте министра.
Приватизация "Башнефти"
Как указали в Следственном комитете, поводом к задержанию чиновника стала взятка, якобы полученная им за положительную оценку минэкономразвития, благодаря которой крупнейшая российская нефтяная компания "Роснефть" смогла в октябре выкупить у государства 50,075% акций "Башнефти".
Приватизация "Башнефти" — отдельный сюжет российского политического процесса последних лет. Эта компания, объединяющая нефтяные предприятия Башкирии, до недавних пор входила в бизнес-империю АФК "Система" Владимира Евтушенкова.
В 2014 году СКР усомнился в законности приватизации компании и предъявил обвинения бизнесмену. Параллельно генпрокуратура истребовала через суд контрольный пакет акций "Башнефти" обратно в собственность государства, а АФК "Система", посовещавшись, решила не спорить. В декабре того же года Евтушенков был отпущен из-под домашнего ареста.
Изначально "Башнефть" не фигурировала в плане правительства по приватизации на 2016 год, однако на фоне неблагоприятной экономической конъюнктуры и растущих бюджетных дефицитов в мае этого года Владимир Путин сначала исключил ее из списка стратегических предприятий, а через 10 дней Дмитрий Медведев включил ее в приватизационный план.
Предполагалось, что компания будет продана на публичном аукционе, об интересе к которому заявили девять претендентов. В середине лета стало известно, что и "Роснефть" Игоря Сечина тоже хотела бы поучаствовать в приватизации.
Последовала серия противоречивых комментариев: первый вице-премьер Игорь Шувалов не увидел препятствий для реализации намерений "Роснефти", а курирующий ТЭК в правительстве вице-премьер Аркадий Дворкович — увидел: "Было принято решение не допускать к участию в приватизации компании, контролируемые государством, и речь идет как о прямом контроле, так и о косвенном".
Помощник Путина Андрей Белоусов высказался еще более определенно: "Это глупость, что одна госкомпания покупает другую госкомпанию. Это не приватизация".
Позиция Улюкаева
Позиция Алексея Улюкаева относительно планов Сечина на тот момент также была скептической. "С моей точки зрения, "Роснефть" — ненадлежащий покупатель для такого актива", — заявил он журналистам 29 июля.
В августе, по информации "Ведомостей", Улюкаев даже направил Дмитрию Медведеву письмо, в котором указывал, что для отстранения "Роснефти" от торгов необходим специальный акт правительства. Одновременно с этим Игорь Сечин заявил газете: "А правительство выдало нам директиву, запрещающую участвовать в приватизации? Нет!"
Однако уже через месяц Улюкаев изменил точку зрения.
"С точки зрения закона о приватизации, там есть текстуальная норма о том, что в случае, если сделка делается в интересах развития фондового рынка, технологии и так далее, на нее не распространяется требование о том, что компания, которая имеет 25% и больше (государственного участия), не допускается. Формально, исходя из этого положения, а также из того что формально, напрямую она ["Роснефть"] не является государственной — а через "прослойку", то есть "Роснефтегаз", — формально она является допущенной", — сказал министр журналистам.
В конечном счете, продажа пакета прошла без публичных торгов. По словам Улюкаева, поступило лишь два конкретных предложения с ценой, одно из которых было ниже отметки, заявленной оценщиками, а другое — предложение "Роснефти" — превосходило оценочную стоимость и потому стало юридически обязывающим. 12 октября "Роснефть" выкупила компанию за 329,7 млрд рублей.
Оценка сделки
Как следует из опубликованного на сайте СКР сообщения, именно положительная оценка ведомства Улюкаева на отчуждение госакций в собственность "Роснефти" стала якобы предметом преступного торга, попавшего в поле зрения оперативников. Министр будто бы вымогал взятку за этот отзыв. Известно, что он был выдан за два дня до "закрытия" сделки — 10 октября.
При этом у следователей нет никаких претензий к самой "Роснефти", у которой, если следовать логике дела, чиновник мог бы что-то вымогать за свое решение.
В первом пресс-релизе СКР говорилось о том, что Улюкаев требовал деньги за положительную оценку сделки, а во втором — за "положительное заключение и оценку сделки".
В подписанном премьер-министром Дмитрием Медведевым распоряжении правительства о продаже акций "Башнефти" говорится о том, что правительство приняло предложение минэкономразвития, согласованное с минфином. Цена акции, которая учитывалась в сделке, была определена на основании отчета ВТБ Капитала. Отчет об оценке прошел экспертизу саморегулируемой организации оценщиков. В поручении нет упоминания, что МЭР провел какую-то самостоятельную оценку сделки, возможно, речь идет об одобрении показателей, рассчитанных ВТБ.
"СК подтвердил и мы со своей стороны подтверждаем, что сделка корректна и завершена. Сделка сверхуспешная для продавца. И никаких сомнений в качестве этой сделки нет. Но во время сделки мы неоднократно обращали внимание на очень странное поведение различных должностных лиц", — заявил во вторник изданию Life пресс-секретарь "Роснефти" Михаил Леонтьев.
В банке ВТБ, инвестиционная "дочка" которого выступала агентом по приватизации "Башнефти", также заявили об отсутствии каких бы то ни было претензий к качеству сделки со стороны правоохранительных органов. "Мы не принимали участия ни в каких следственных действиях, для нас события этой ночи стали такой же новостью, как и для всех", — говорится на сайте банка.