Министерство обороны России признало потерю самолета и сообщило, что пилот не пострадал, а причиной аварии стал обрыв аэрофинишера.
"После выполнения боевой задачи в небе Сирии при совершении посадки на авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" из-за обрыва троса аэрофинишера выкатился за пределы палубы истребитель Су-33. Пилот катапультировался и силами поисково-спасательной службы был сразу доставлен на борт ТАВКР "Адмирал Кузнецов". Здоровью летчика ничего не угрожает", - сообщило российское военное ведомство.
Предыдущая авария на "Кузнецове" произошла 14 ноября. Тогда в нескольких километрах от авианосца упал в море истребитель МиГ-29КР.
О причинах падения самолета официально ничего не сообщалось - минобороны лишь объявило о некоей технической неисправности.
Между тем в интернете циркулировали слухи о том, что МиГ-29 разбился в результате целой цепочки отказов и ошибок, в начале которой стоял обрыв одного или двух тросов аэрофинишера.
Согласно этим слухам, после обрыва троса садившийся самолет отправили кружить над кораблем в ожидании ремонта неисправности, и он в результате упал, выработав топливо и не дождавшись разрешения на посадку.
Министерство обороны официально не опровергло эту версию, которую в прессе и блогах считают правдоподобной. Тем не менее, доподлинно не известно, в результате чего рухнул МиГ.
Штатная авария
Трос аэрофинишера призван в секунды остановить многотонную машину - посадочная палуба авианосца слишком коротка для обычного пробега. Самолет должен остановиться через 90 метров после касания.
На "Кузнецове" установлены четыре троса аэрофинишера "Светлана-2"- первый на расстоянии 46 метров от края палубы, следующие за ним на расстоянии 12 метров друг от друга каждый.
На палубном самолете в хвостовой части установлена балка с крюком - гак. Во время полета он поднят и прижат к фюзеляжу, а перед посадкой опускается вниз.
Этим крюком самолет должен зацепиться за второй или третий тросы. Первый и четвертый установлены на всякий случай, если самолет приземлится до или после зоны посадки.
При этом, в отличие от сухопутного истребителя, во время посадки палубного пилот увеличивает тягу двигателей, а не уменьшает ее. Это делается как раз на случай обрыва троса, чтобы самолет мог уйти на второй круг. Такие случаи не редкость.
Так в марте во время посадки самолета E-2C Hawkeye на американский авианосец "Дуайт Эйзенхауэр" порвался один из тросов аэрофинишера.
Самолет соскользнул с палубы и чуть не разбился - пилот смог вытянуть машину буквально в нескольких метрах от воды.
При этом порвавшийся трос зацепил несколько человек палубной команды, которые получили серьезные травмы.
Впоследствии в результате расследования выяснилось, что трос порвался из-за нарушений процедуры установки техническим персоналом американского авианосца.
На авианосце "Адмирал Кузнецов" также происходили подобные инциденты.
В сентябре 2005 года в Северной Атлантике утонул не сумевший сесть на палубу Су-33, причем по одной из неофициальных версий пилота также подвел порвавшийся аэрофинишер.
Старый корабль
Между тем, если слухи о том, что причиной аварии МиГ-29КР в ноябре также стал порванный трос (по одной из версий два), то не исключено, что тот стальной канат, который стал причиной нынешней аварии, был установлен совсем недавно.
Военные эксперты отмечают, что техническое состояние авианосца далеко от идеального.
Во время перехода из Североморска в Средиземное море из трубы авианосца шел густой темный дым, что, по мнению специалистов, является признаком неисправности силовой установки.
О том, что с ней у "Кузнецова" проблемы, говорили и раньше. По мнению многих экспертов, именно состояние силовой установки не позволяет кораблю длительное время идти полным ходом, иначе в отсутствие паровой катапульты он не способен запускать самолеты с полной боевой загрузкой и полным запасом топлива для решения ударных задач.
Правда, уже после аварии МиГ-29КР по российскому телевидению показали кадры, на которых истребитель Су-33 взлетал с "Адмирала Кузнецова" с двумя авиабомбами.
Как ожидается, после похода в Сирию корабль встанет на длительный капитальный ремонт в России.
Поход Кузнецова широко освещался в российской прессе, он стал важным элементом российской патриотической пропаганды.
Уже после второй аварии, 5 декабря с комментарием выступил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
На вопрос журналистов о том, насколько велики репутационные потери в связи с потерей второго самолета за короткое время, он сказал, что "это очень напряженная, сложная, героическая работа [...] Речь в первую очередь идет о том, что пилот остался жив".