Фото: AP/Scanpix
Регулярное использование кесарева сечения влияет на эволюцию человека, считают ученые. Согласно данным исследования, проведенного международной группой ученых из отделения теоретической биологии Венского университета, все большему числу рожениц требуется родовспоможение из-за узкого таза в сравнении с головой плода.

Сейчас на каждую тысячу родов приходится 36 случаев, когда ребенок из-за размеров своей головы не может поместиться в родовые пути; в 1960-х годах на каждую тысячу приходилось только 30 таких случаев.

С эволюционной точки зрения эти гены, отвечающие за анатомическое строение, не передавались бы от матери к ребенку, поскольку они оба погибли бы во время родов.

По данным ученых, проводивших исследование, эта тенденция продолжится, однако не приведет к тому, что естественные роды станут пережитком прошлого.

Профессор Филипп Миттрекер отметил, что этот вопрос давно волновал ученых, занимающихся эволюционными процессами человека: "Почему столь высок процент родовых проблем, особенно того, что мы называем диспропорцией размеров головы плода и размеров таза — когда ребенок не умещается в родовые пути матери?"

"Без медицинского вмешательства такие проблемы часто оканчиваются летальным исходом, и в этом, с эволюционной точки зрения, и заключается селекция. Женщины с клинически узким тазом 100 лет назад не выжили бы в родах. Но сейчас они выживают и передают свои гены, закрепляя их в анатомическом строении своих дочерей," — пояснил ученый.

Разнонаправленные тенденции

Ученых, занимающихся эволюционными процессами, давно занимал вопрос: почему с течением времени у человека не раздаются вширь размеры таза? У человеческого детеныша размеры головы гораздо больше, чем у других приматов, что означает, что шимпанзе, например, могут рожать сравнительно легко.

Для нынешнего исследования, выкладки которого опубликованы в журнале "Научные труды Национальной академии наук" (Proceedings of the National Academy of Sciences), ученые произвели математическую модель с использованием данных Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и других крупных исследований, касающихся родов. Они обнаружили в действии разнонаправленные эволюционные тенденции. Одна заключается в том, что стало рождаться больше крупных, а соответственно, и более здоровых, младенцев.

С другой стороны, крупный плод порой может не вместиться в узкие тазовые кости, и в прошлом мать и ребенок умирали в результате таких родов, и гены матери не наследовались.

"Одна сторона этого селекционного процесса, а именно, тенденция к рождению более мелких младенцев, исчезла из-за кесарева сечения, — говорит профессор Миттрекер. — Нашей целью не является критика медицинского вмешательства, но оно повлияло на эволюцию".

Таз сужается, а голова растет?

Ученые предполагают, что по всему миру процент младенцев, не проходивших естественным способом сквозь клинически узкий материнский таз, ранее составлял 3%, то есть 30 на каждую 1 000 родов.

За последние 50-60 лет этот процент вырос до 3,3-3,6%, то есть теперь составляет 36 младенцев на каждую тысячу. То есть можно говорить о том, что за счет эволюционных изменений это соотношение "крупный плод — узкий таз" выросло на 10-20% от исходных данных.

"Нас волнует вопрос: что произойдет в будущем? Я ожидаю, что этот эволюционный тренд продолжится, однако медленно и без больших последствий, — размышляет профессор. — Существуют границы возможного, поэтому я не ожидаю, что в один прекрасный день большинство детей будут рождаться посредством кесарева".

Что такое кесарево сечение?

Кесарево сечение — это хирургическая операция с использованием анестезии по извлечению плода из матки, для чего на животе (ниже "линии бикини") и, соответственно, на стенке матки делается надрез.

О подобном методе извлечения младенца было известно с древнейших времен: в древнегреческих мифах бог Аполлон извлек своего сына Асклепия, ставшего впоследствии богом медицины, непосредственно из живота матери.

Единичные случаи проведения подобных операций были известны в истории медицины, однако, как правило, они заканчивались гибелью матери.
С улучшением хирургической техники единичные операции по кесареву сечению стали проводиться с конца XIX века, однако рутинно эта операция стала делаться со второй половины XX века.

Насколько распространена подобная операция?

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), согласно принятому в 1985 году в международном медицинском сообществе стандарту, идеальный показатель частоты выполнения кесарева сечения составлет 10-15%.

Новые данные говорят о том, что если частота выполнения кесарева сечения возрастает до 10% на уровне популяции, то показатели материнской и неонатальной смертности снижаются. Однако рост этого показателя выше 10% не указывает на улучшение показателей смертности.

Как подчеркивает ВОЗ, частота выполнения кесарева сечения продолжает расти, особенно в странах с высоким и средним уровнем дохода, и хотя эта операция может спасать жизни женщин и младенцев, она порой подвергает их риску развития проблем со здоровьем.

По данным британской Национальной службы здравоохранения (NHS), в Соединенном Королевстве каждый четвертый младенец появляется на свет именно таким способом. В России, по разным оценкам, процент подобных родов составляет от 12% до 25%.

Риск, связанный с кесаревым сечением

В наши дни кесарево сечение считается вполне безопасной процедурой, однако, как любая хирургическая операция, оно несет риск осложнений.
Именно поэтому врачи призывают будущих мам взвесить все "за" и "против", прежде чем решаться на кесарево, особенно если выбор сделан не по медицинским показаниям, что в наше время происходит все чаще.

Возможные осложения включают:

- инфекция шва или стенки матки
- развитие тромбов
- кровотечение
- повреждение прилегающих органов — мочевого пузыря или уретры
- проблемы с дыханием у ребенка
- повреждения, нанесенные плоду при иссечении матки

Показания к кесареву сечению:

- Ягодичное предлежание плода
- Предлежание плаценты
- Гипертензия беременных (повышенное давление, преэклампсия)
- Некоторые инфекции, в частности, герпес и ВИЧ
- Затяжные роды
- Нехватка кислорода у ребенка

В Британии в рамках NHS плановое кесарево сечение проводится после 38-й недели беременности, каждая такая операция обходится государству примерно в 1700 фунтов (2170 долларов).

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !