Предполагаемый исполнитель теракта в Манчестере Салман Абеди начал подготовку к нападению минимум за год, а его родители были так встревожены его радикализацией, что переехали из Великобритании в Ливию. Об этом пишет британское издание The Times.
В результате теракта на стадионе "Манчестер Арена" 22 мая погибли 22 человека, 64 были ранены. Состояние 20 пострадавших врачи оценили как критическое. Правоохранительные органы исходят из того, что террорист-смертник — 22-летний Салман Абеди, предположительно приведший в действие взрывное устройство, действовал не в одиночку.
Также стало известно, что британская полиция арестовала мужчину неподалеку от Мосс Сайда в округе Большой Манчестер по делу о теракте на концерте Арианы Гранде. На данный момент общее число содержащихся под стражей в рамках данного расследования составляет восемь, двое были отпущены без предъявления им обвинений.
По данным издания The Times, 22-летний Абеди приблизительно за год до атаки открыл в банке счет, который впоследствии использовал, чтобы приобрести поражающие элементы для самодельного взрывного устройства, сообщает Deutsche Welle.
Чтобы не вызывать подозрений, Салман Абеди делал закупки в различных магазинах, в частности, в хозяйственной фирме B&Q, занимающейся розничной торговлей, и в компании Screwfix в пригороде Манчестера. Он специально планировал поездки в эти торговые точки на разные дни. Все покупки были выполнены до середины апреля, когда Абеди ненадолго уехал в Ливию.
Друзья этой семьи сказали, что родители будущего "манчестерского бомбиста" были так встревожены его радикализацией в Великобритании, что переехали в Ливию и конфисковали у него паспорт, сообщает Inopressa со ссылкой на издание The Times.
"22-летний Салман Абеди "съехал с катушек" несколько лет назад, его религиозные взгляды становились все более экстремистскими. Сообщается, что его отец, 51-летний Рамадан Абеди, которого обвиняли в том, что он член "Ливийской исламской боевой группы" (LIFG), вмешался и перевез семью к себе, в Триполи", — говорится в статье.
"Говорят, что Абеди-старший просил старейшин своей мечети в Манчестере приглядывать за его сыном. По некоторым сведениям, член этой семьи рассказал о своих опасениях правоохранительным органам, — передают журналисты. — На прошлой неделе Салман убедил родителей отдать ему паспорт, сказав им, что хочет совершить умру — паломничество в Мекку".
Джамал Зубия, "ведущая фигура в ливийской общине Манчестера", рассказал: "Отец носил все паспорта при себе. Но Салман сказал ему, что хочет совершить умру, и поэтому ему надо уехать из Ливии. Его мать была счастлива".
Лобна Эльгриани, подруга семьи, сказала для The Times: "Они отдали ему паспорт, потому что он сказал, что хочет совершить умру. Потом он приехал сюда. Они были очень встревожены. Отец был очень расстроен".
Террорист говорил со своей семьей пять дней назад из Манчестера, сообщают журналисты. По словам его отца, он разговаривал "нормально" и обещал улететь в Саудовскую Аравию. "Вчера Абеди-старший, вернувшийся ранее в Ливию, чтобы помочь свергнуть режим Каддафи, был арестован в Триполи вместе со вторым сыном — 20-летним Хашемом", — говорится в статье.
"Молодые и озлобленные джихадисты перемещаются без особых препятствий между Британией и Ливией, которая может считаться одним из самых опасных в мире недееспособных государств. Не говоря уж о трагедии в Манчестере, существует тревожное ощущение, что Великобритания и, на самом деле, весь Евросоюз упустили важную угрозу национальной безопасности", пишет The Times.
"Беззаконие, царящее в Ливии, создало плодотворную почву для террористической группировки "Исламское государство"*, для ответвлений "Аль-Каиды"*, для враждующих группировок и криминальных структур, обогатившихся за счет нелегального перевоза отчаявшихся мигрантов через Средиземное море в ЕС", — говорится в редакционной статье.
"Вмешательство в Ливии сил во главе с Британией и Францией привело к росту враждующих группировок, разграбивших арсеналы, оставшиеся от полковника Каддафи. Осознавая ошибки этого вмешательства, британское правительство не проявило энтузиазма в решении проблем, накапливающихся в Ливии", — отмечает издание.
Фундаментальной проблемой стало отсутствие единого правительства, пишут авторы статьи, отмечая значительные шансы на приход к власти в стране генерала Халифы Хафтара.
"У Британии достаточно опыта для того, чтобы давать советы новому надежному ливийскому правительству по созданию гражданского политического контроля над армией. Она также может помочь, сообщая разведданные, которые позволят перекрыть миграционные пути. В обмен ей следует потребовать новейшей информации из Ливии о действиях джихадистов, вынашивающих злонамеренные планы против Британии", — заключает издание.