Сев в поезд, Ленин вернулся из швейцарской ссылки через воюющую Германию. Линия, начерченная белым мелом на земле, отделяла российскую территорию от немецкой земли, пишет обозреватель французского издания Le Figaro Андиен Жольмес.
Российская революция 1917 года и последовавшая гражданская война часто были связаны с поездами. Возвращение Ленина из его ссылки в Швейцарию породило железнодорожную легенду о пломбированном вагоне, в котором он проехал через Германию, говорится в статье.
Как только он получил разрешение от кайзеровского правительства проехать по немецкой территории для того, чтобы въехать в охваченный революцией Петроград, Ленин тотчас был обвинен в сговоре с враждебным для России государством.
Но Ленин был не только теоретиком марксизма — он еще обладал юридическим складом ума, и он поставил невиданное условие: он и его товарищи требуют поездки в "пломбированном вагоне", пользуясь правом экстерриториальности. Словно находясь в передвижном посольстве, пассажиры могут проехать через Германию и якобы не иметь никаких контактов с ее властями. Опечатанные двери позволят поддерживать юридическую фикцию того, что поездка осуществлена без вступления на территорию Рейха. Немцы, решившие позволить вернуться в Россию революционеру, который поставит их большого врага на Востоке вне схватки, согласились на это странное требование повествует автор.
В понедельник, 9 апреля 1917 года, 32 путешественника собрались в отеле "Церингер-Хоф" в Цюрихе. Это была любопытная компания: с сумками и чемоданами, одеялами и продуктами они подготовились к довольно странной поездке в страну, которую многие из них покинули уже десятилетия назад. Революция — это как большая семья. Российские революционеры в ссылке почти все знали друг друга, и объединяющие их отношения порой выходили за рамки товарищеских, замечает автор.
Ленин путешествовал с Надеждой Крупской, женой и главной соратницей. Но он также взял с собой ту, кто еще раньше в Париже несколько лет была его любовницей: Инессу Арманд. Эта молодая романтичная женщина франко-британского происхождения, воспитанная в России, будучи страстной возлюбленной, при этом являлась ярой революционеркой. С ней и с Надеждой, которая, похоже, смирилась со своей ролью, Ленин сформировал нечто вроде "любви втроем", полагает Жольмес.
Тайна их отъезда была быстро раскрыта. На вокзале в Цюрихе группа российских митингующих, настроенных враждебно, уже ждала их с криками: "Предатели! Немецкие агенты", рассказывает журналист.
Путешествие на поезде, следующем через Германию, не было подпольным. На вокзалах активисты-социалисты стремились разглядеть Ленина. Европейские государственные канцелярии внимательно следили за передвижением вагона. Артур Циммерман, статс-секретарь по иностранным делам Германии, был в курсе его прохождения на каждом этапе, утверждает Жольмес.
Страны-союзницы Франция и Германия намеревались потребовать у шведских властей отказать в высадке революционеров, но потом передумали. В Мальме, на месте следования Ленина, все еще висит медная дощечка в память о его остановке в отеле "Савой", наряду с другими знаменитыми клиентами, такими как Брижит Бардо и теннисист Бьорн Борг, говорится в статье.
В Стокгольме большевистская делегация была встречена журналистами и снята для новостей. Ленин купил себе здесь приличное пальто и совершил особую покупку — свою небезызвестную кепку, сделавшую его знаменитым, которую ошибочно принимали за фуражку русского рабочего.
На финском берегу в городе Торнио до сих пор сохранилась памятная табличка о проезде Ленина. Граница между Швецией и Финляндией, подмерзшая и затерянная в лесах Лапландии, в 1917 году была важным перевалочным пунктом для товаров между Россией и ее западными союзниками. Из-за отсутствия моста Ленин и его товарищи проехали на санях по замерзшей реке. Шесть дней спустя после выезда из Цюриха ссыльные впервые вступили на землю России, которую они покинули более десяти лет назад, говорится в статье.