Российский Госархив подтвердил подлинность отрывка мемуаров польской балерины Матильды Кшесинской о беременности от цесаревича Николая (будущий царь Российской Империи Николай II), сообщает радиостанция "Говорит Москва" со ссылкой на директора Госархива Ларису Рогову.
Директор канцелярии главы Российского императорского дома Александр Закатов прокомментировал информацию о том, что Госархив подтвердил подлинность записей балерины Матильды Кшесинской о беременности от цесаревича Николая, сообщает RT.
"Тут никакой сенсации нет. То, что между будущим императором Николаем II и Матильдой Кшесинской был роман, известно. Вполне возможно, что могла быть и беременность. Но подлинность записей еще не говорит о подлинности факта", — сказал Закатов.
По его словам, нужно дальнейшее расследование. Как отметил Закатов, нарочито врать Кшесинская бы не стала, судя по тому, что известно о ее моральном облике.
"Она очень благоговейно относилась к своим отношениям с цесаревичем. Поэтому с высокой долей вероятности этот факт имел место", — заявил Закатов. Он добавил, что возможная беременность балерины от цесаревича не бросает тени на святой образ императора, поскольку святость не предполагает абсолютной безгрешности и безошибочности.
Ранее журналисты "Московского комсомольца" в Госархиве РФ нашли неизданный фрагмент мемуаров Кшесинской, в котором упоминалось, что она беременна от цесаревича. Об этом сообщает Александр Добровольский в своей статье в "МК".
В частности, в картонной папке в фондах архива обнаружены машинописные мемуары Кшесинской на русском языке — они были отпечатаны в 1955 году. В найденных записях есть абзац на странице №66, где балерина описывает аварию во время поездки на санях.
"Я тоже в конце концов вылетела из саней в снег и сильно… расшиблась. Если бы не это несчастье, я стала бы скоро матерью. Только впоследствии, когда была старше, я поняла, что тогда потеряла. Говорили потом, что у меня были дети от Наследника, но это была неправда. Я часто сожалела, что не имела", — написала Матильда Кшесинская в мемуарах.
Причем эти строки зачеркнуты и в изданную позже книгу не попали. Также можно обнаружить, что в некоторых местах рукопись подверглась правке: первоначальные куски текста зачеркнуты, а на других листах, наоборот, сделаны вставки.
А вот что написано в книге Кшесинской "Воспоминания" (впервые были изданы в Париже в 1960 году, в начале 1990-х вышли в России отдельной книгой):
"Зимою этого (1893-го) года со мною произошел несчастный случай, когда я каталась по городу. Однажды Великий Князь Александр Михайлович, который служил тогда в Гвардейском Экипаже, предупредил меня, что в такой-то день и час он будет проходить по набережной со своей ротой и хором музыки.
В условленный день и час я выехала на своей одиночке в санях с Ольгой Преображенской, с которой тогда очень дружила, на набережную. Мы стали обгонять роту, которую вел Великий Князь, как вдруг грянула музыка, моя лошадь испугалась и понесла.
Кучер не мог ее удержать, сани опрокинулись, но, на наше счастье, не в сторону панели, где был ряд гранитных тумб, о которые мы могли разбить себе головы, а в сторону улицы. Ольга, Оляша, как мы ее называли, первая вылетела из саней, а я с трудом освободилась из-под меховой полости и тоже в конце концов вылетела из саней в снег, сильно расшибла себе руку, да и вся вообще здорово расшиблась".
Следующий абзац в книге начинается так: "Наступило лето, и я начала замечать, что Наследник все менее и менее свободен в своих поступках. И я стала подумывать, не должен ли он снова ехать за границу в связи с постоянно подымавшимся вопросом о его женитьбе и о возможной помолвке с принцессой Алисой Гессенской, которую все более считали наиболее подходящей для него невестой…"
Как отмечает автор статьи в "МК", фактически Кшесинская дает ответ сразу на два вопроса. Рассказывает об их с Цесаревичем ребенке, зачатом, но так и не появившемся на свет в 1893 году. И одновременно опровергает версию о том, что, якобы, в 1911-м Матильда родила от императора Николая дочку Целину.
Судя по дневниковым записям Наследника престола, их первая с Матильдой ночь любви случилась 25 января 1893 года. Дату, когда она лишилась будущего ребенка, Кшесинская в своих "Воспоминаниях" не приводит. Но ориентируясь на тот факт, что катались они тогда с подругой на санях, можно предположить: ДТП на набережной Петербурга произошло не позднее конца марта — начала апреля. Т.е. балерина к моменту аварии вполне могла иметь срок беременности 1,5-2 месяца.
В той же папке в Госархиве лежит второй, уже исправленный вариант страницы 66 мемуаров Кшесинской, без упоминания о беременности — он напечатан на другой пишущей машинке и другим шрифтом. И, судя по его четкости, это первый экземпляр, а не второй-третий под копирку.
Таким же шрифтом напечатано авторское предисловие к "Воспоминаниям". В нем Матильда Кшесинская рассказывает об истории написания мемуаров и упоминает, что в работе с подготовкой их к изданию произошел некоторый перерыв. Из этого следует, что завершающая стадия подготовки издания книги началась после 1958 года. Таким образом можно сделать вывод, что обновленная страница №66 появилась по крайней мере тремя годами позднее первоначальной рукописи.
А невольным виновником неудавшегося материнства Матильды стал ее несостоявшийся любовник — тот, кто вполне мог бы в то время занять в сердце балерины место цесаревича Николая. Речь идет о великом князе Александре Михайловиче, которого в кругу близких называли Сандро, это из-за его роты и хора музыки опрокинулись сани с Кшесинской.
Матильду и Сандро познакомил в свое время сам наследник престола, и барышня, хотя и была влюблена в будущего императора Николая, все же обратила пристальное внимание на его родного дядю. В дневнике Кшесинской за 15 января 1893 года можно прочитать такую запись:
"Сандро остался у меня почти до 2 1/2 ч. ночи, и мы вели очень серьезный разговор… Если Ники будет медлить, а подобные разговоры наедине, как сегодня, будут часто происходить между Сандро и мной, то ничего нет удивительного, если наши отношения примут иной характер.
Сандро замечательно красив, да и это бы еще ничего, но он слегка проговорился и дал понять, что я ему нравлюсь. Достаточно для женщины это услышать от мужчины и даже от такого, к которому совершенно она равнодушна, чтобы она сей час стала с ним кокетничать. Следовательно понятно, каким образом подействовали на меня слова Сандро, и как я к нему теперь буду относиться… Наш разговор тянулся долго, и были затронуты такие вопросы, что если был бы тут третий, то верно был бы сконфужен. Сандро уговаривал еще меня поехать в Чикаго, он тоже туда поедет в марте…"
В тот день прокатиться по набережной Матильда решила именно по приглашению Сандро. Приязненное отношение к этому красавцу у нее сохранялось даже в самый разгар любви с наследником престола. Но по несчастному стечению обстоятельств веселая прогулка обернулась трагедией.
Неизвестно, как развивалась бы "сердечная" история между балериной и великим князем после того, как Николай ясно дал понять Матильде, что роман с нею у него закончился. Можно предположить, что балерина попробовала бы заполнить освободившееся в ее сердце вакантное место Александром Михайловичем, но время было упущено: 25 июля 1894 года он женился на сестре цесаревича Николая великой княжне Ксении Александровне. Как выясняется, великий князь все-таки сыграл серьезную роль в любовной истории Мали и Ники — балерины и цесаревича.
После того, как представитель Российского императорского дома Александр Закатов заявил, что, "Матильда" — "это прежде всего не произведение искусства, а товар, очень дешевый и не очень качественный", Наталья Поклонская отказалась от женского императорского ордена святой Анастасии Узорешительницы, который в 2014 году ей вручила глава российского императорского дома Мария Владимировна Мухранская-Гогенцоллерн "за сохранение мира на Крымской Земле". Поклонская обвинила Российский императорский дом в лицемерии из-за позиции по фильму Алексея Учителя "Матильда".