Foto: AP/Scanpix/LETA

По последним данным, среди погибших 25 марта в пожаре в ТЦ "Зимняя вишня" в Кемерово — 41 ребенок, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на источник в экстренных службах региона. Всего жертвами пожара стали 64 человека. В настоящее время разбор завалов продолжается.

Очаг возгорания находился на четвертом этаже торгового комплекса, где расположены несколько кинозалов и детские игровые зоны с аттракционами. Дети пришли в кино вместе с учительницей. В тот момент, когда вспыхнул пожар, двери кинотеатра были заперты, и никто из сотрудников комплекса не посчитал необходимым их открыть.

Родственники погибших в кемеровском торгово-развлекательном центре "Зимняя вишня" рассказали, что жертв пожара могло быть значительно меньше и большинство детей можно было бы спасти. Однако двери в залах кинотеатров на четвертом этаже ТЦ оказались закрыты снаружи, cообщает Newsru.com.

Житель Кемерово Игорь Востриков потерял в пожаре всю свою семью — супругу (Вострикова Елена), трех своих детей (5-летний Артем, 2-летний Роман и 7-летняя Анна) и сестру (Сабодаж Алена). Он рассказал, что в момент пожара все они были в кинотеатре и не смогли покинуть его — кто-то закрыл двери. До последнего момента своих жизней погибшие были уверены, что в ТЦ произошел теракт, а их взяли в заложники.

Жена Игоря Вострикова, понимая, что это конец, позвонила ему на мобильный телефон, сам Игорь в этот момент был в другом городе и все, что он в тот момент мог сделать, — внимательно слушать и запоминать последние слова своих близких.

"Я до последнего считал, что это теракт. Жена позвонила мне и сказала, что их заперли в кинотеатре, она просила о помощи… Моя мама приехала быстро, мама просила, на коленях валялась, но пожарные заявили, что там никого нет. Последними словами жены по телефону были: "Игорюшка, нас заперли в кинотеатре, мы задыхаемся, я тебя люблю". Дальше еще пару минут я с ней говорил, но она уже не отвечала", — рассказал Игорь "Газете Кемерово".

Мать Вострикова рассказала, что ее дочь (сестра Игоря) позвонила ей в 16:00 в воскресенье, 25 марта. "Я приехала по звонку своей дочери. Она сказала: "Начался пожар, мы закрыты в кинотеатре, выйти мы не можем". Три минуты ехала я до центра. За три минуты я добралась до центра, поднялась на четвертый этаж по винтовой лестнице, потому что лифт не работал, там все оцепили. Я сказала спасателям, что там (в кинотеатре) люди, им можно помочь, они ответили: "Там никого нет". …В течение 20-30 минут пожарные не предпринимали никаких мер. Я их просила открыть дверь, но они не реагировали, ответили, что ничем не могут помочь, что у них нет специального оборудования, — рассказала женщина. — Дочь сказала мне: "Мама, здесь дым, мы горим, я тебя люблю сильно, я умираю". После этого связь оборвалась".

Как пишет "КП-Кемерово", дети звонили из кинотеатра свои родным с просьбами спасти. "Нам звонила внучка, она была закрыта в кинотеатре, — со слезами рассказывает бабушка одной из погибших девочек. — Начался дым, она кричит: везде задымлено, мы задыхаемся!"

"Приехала — тут только одна пожарная машина. Здесь… как попало все было сделано, не организованно! А ведь можно было детей спасти! Мой зять залетел, еще один мужчина, у которого там три дочки были, побежал в центр — их не пропустили… А моя внучка такая, что и сама бы вышла, и еще бы половину вывела", — рассказывает другая убитая горем женщина. Она также уверены, что если бы дверь в кинозале была открыта, то и ее внучка, и все, кто был в том кинотеатре, могли бы спастись.

Александр и Ольга Лиллевяли потеряли в пожаре троих дочерей, младшей было пять лет, старшим — по 11. Мужчина привел своих девочек на мультфильм, купил им попкорн и проводил в зрительный зал, а сам отправился с четвертого этажа на первый — дожидаться окончания сеанса. Однако спустя полтора часа ему позвонила одна из дочерей и сказала, что они с сестрами не могут выбраться из задымленного кинозала.

"Я бежал по лестнице, кто-то сунул мне в руку мокрую тряпку, я закрыл ею нос. Когда добежал до четвертого этажа, разбил окно, чтобы тяга была наверх, а потом упал. Стал ползти, понял, что у меня не осталось сил, я так надышался угарным газом, что вот-вот упаду в обморок. Дочка постоянно звонила и звонила мне. Я только кричал ей в трубку, чтобы она старалась выбраться из зала, но ничего не мог сделать — впереди был огонь".

Поняв, что самостоятельно не может спасти детей, мужчина бросился к спасателям. "Я им сказал, что на четвертом этаже дети заперты в задымленном зале, их нужно выводить, они еще живые. Эмчеэсники согласились, но целых три минуты, *****, три минуты надевали маски! И только потом зашли в здание. Я им показал лестницу, по которой быстрее всего можно прибежать в кинотеатр, и они сначала пошли за мной", — говорит Александр Лиллевяли. Но спасатели так и не дошли до кинозала. "Какой-то мужик сказал им, что на центральной лестнице огонь — и они, проклятые, побежали за ним. Я им говорю: "Дайте мне эту маску-самоспасатель, я сам их вытащу". А они мне: "Не положено. Все должно быть по распорядку".

Ольга Лиллевяли: "Пока эта "Вишня" горела, нас не подпускали, ничего не объясняли. Над зданием валили клубы дыма, наши дети горели, а мы просто наблюдали…"

Игорь Востриков считает, что количество погибших значительно превышает официальные данные. По словам мужчины, он своими глазами видел "горы обожженных тел". Отметим, перед опознанием погибших с родственников жертв пожара сотрудники правоохранительных органов берут подписку о неразглашении. Аналогичные подписки собирали с родителей убитых детей на мюзикле "Норд-Ост" в концертном зале на Дубровке. Обязательства о неразглашении, по утверждениям властей, нужны для того, чтобы не распространялась информация о том, что видят родственники на опознаниях — количество тел, частей тел, их состояние и т. д. Делается это в целях предотвращения нарастания паники, надуманных версий произошедшего и количества жертв.

Однако в случае с пожаром в ТЦ "Зимняя вишня" информация о том, что жертв трагедии гораздо больше озвученных цифр в 64 погибших, уже распространилась и находит все больше подтверждений.

"Все замалчивается, не говорят ни о чем… Сюда людей всю ночь возят. На самом деле уже здесь мы узнали то, что людей возили уже целыми машинами. Поэтому нам просто так говорят, что там погибших 64, и детей из них там чуть-чуть. Там показывали мультики для детей, людей от 200 до 350 по разным источникам было", — говорит Игорь Востриков.

По его словам, в ТРЦ было три кинозала, и на момент возгорания все они были заполнены людьми. Выбраться же смогли посетители только одного зала, двери двух других якобы были заперты. "Два зала были заперты на ключ. Они звонили, я, если честно до последнего считал, что это был теракт. Потому что, когда они звонили, прощались с нами, их слова были такие: "Нас здесь заперли, мы задыхаемся, спасите нас!" — рассказывает он.

Мужчина отмечает, что пожарные приехали на масштабный пожар неподготовленными, без спецснаряжения и на мольбы близких о спасении их родственников не реагировали.

Первые сообщения о пожаре в "Зимней вишне", одном из главных кемеровских торгово-развлекательных центров, поступили около четырех часов дня по местному времени. Сначала казалось, что речь идет об обычном задымлении. Многие очевидцы, которые находились в торговом центре, признаются, что даже во время эвакуации не могли предположить, что 26 марта станет одним из страшных дней в истории Кемерово, сообщает Русская служба Би-би-си.

Елена в воскресенье пришла в торговый центр с десятилетним сыном Егором — это была их еженедельная семейная традиция. В то время, как начался пожар, они находились близко к выходу и смогли выбежать одними из первых. У коллеги, с которым работает Елена, в торговом центре погибла вся семья — жена и дети.

Огонь в воскресенье вспыхнул именно на четвертом этаже, где в тот момент было больше всего детей. В двух из трех кинозалах в этот момент шли мультфильмы — "Шерлок Гномс" и "Кролик Питер". Специально на один из сеансов приехала группа школьников из поселка Трещевский Кемеровской области: дети пришли на сеанс всем 5-м "А". Однако учительница и родители мультфильм смотреть не захотели и из зала вышли. Детям, когда начался пожар, сделать этого не удалось.

Еще в день трагедии в соцсетях стали появляться сообщения, которые дети, оказавшиеся в ловушке, слали своим близким на прощание. "Мы горим. Я вас люблю. Всех. Возможно прощайте", — написала школьница Мария Мороз. Ее удалось эвакуировать из торгового центра. В понедельник она умерла в больнице, не приходя в сознание.

Как рассказывают горожане, ТРЦ "Зимняя вишня" был одним из главных центров семейного досуга. Дети всегда стремились на четвертый этаж комплекса, где были детская площадка, батутная, аттракционы и, конечно, кинотеатр. Многие взрослые предпочитали оставлять младших наверху, а сами шли отдыхать ниже — например, в кафе или боулинг. Притягивал детей и контактный зоопарк "Ребятам о зверятах", где обитало более 200 животных — лиса, козы, ежи, змеи. Все звери остались в деревянных загонах и погибли.

Сам торговый центр переделали из старой кондитерской фабрики. Местные жители вспоминают, что даже после его закрытия возле здания на проспекте Ленина пахло сладостями. Заводские помещения не стали сильно перестраивать и устроили в нем развлекательный молл, информирует Русская служба Би-би-си.

"Все равно что тюрьму в школу переделывать", — грустно замечает один из местных жителей на следующий день после пожара. Мнение, что фабрика совсем не подходила для того, чтобы принимать большое количество посетителей, в эти дни разделяют многие жители города.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!