Foto: ITAR TASS/Scanpix/LETA

Во время пожара в кемеровском ТЦ "Зимняя вишня" погибли 64 человека, но это не первая крупная трагедия с пожаром в российских кинотеатрах. Похожая история произошла 107 лет назад в Тверской области, когда в селе Бологое вспыхнул пожар в местном кинематографе, пишет газета "Московский комсомолец".

Зрительный зал Бологовского кинематографа заполыхал 21 февраля 1911 года. Директор местного краеведческого музея Ирина Судакова отправила газете "МК" копию страницы из газеты Нева, посвященную этому событию.

"21 февраля в Бологом, на линии Николаевской железной дороги, произошла душу раздирающая катастрофа: в местном кинематографе во время представления вспыхнул пожар. Пламя быстро охватило ветхое деревянное здание, и в огне погибло 64 человека, в числе которых 21 взрослый, а остальные — дети", — сообщала газета "Нева" в феврале 1911-го.

Спустя сто лет в Кемерово все проходит по тому же сценарию. Причем ситуации настолько похожи, что удивляет, насколько бесполезен для виновных в пожаре "Зимняя вишня" оказался опыт села, о котором все забыли. Это и помещение, построенное по принципу лабиринта, и закрытые двери кинотеатра, чтобы не ходили безбилетники… Правда, в тверской трагедии жертв оказалось больше: 64 погибли в кинотеатре, еще 37 умерли позже в больницах. В итоге жертвами стали 101 человек.

По словам директора краеведческого музея Ирины Судаковой, в этот день руководство кинотеатра в Бологое ожидало аншлага — помимо киносеанса приехал популярный московский актер Давыдов. Арендатор здания дает указание продавать билеты на стоячие места. Народу набилось 150 человек, многие стояли прямо в проходе. При этом в зале была открыта только одна дверь — остальные заперли, чтобы не пускать внутрь "зайцев". По основной версии, огонь вспыхнул из-за нарушения техники безопасности, а именно — из-за неосторожного обращения с киноаппаратом загорелась кинолента.

Выбраться из полыхающего здания было трудно: зал переполнен, а выход узкий. Маршрут по которому должны были пройти зрители, чтобы выйти на улицу, описан в книге "Черный снег" краеведа и поэта Виктора Сычева. Людям было необходимо пройти по темному коридору, мимо буфета, кассы и скамьи, "что напротив набитой шубами и пальтишками вешалками, через еще один темный чуланчик к дверям, за которыми воздух, мороз, жизнь".

"Пытаться представить себе, что там происходило за толстыми стенами — это попытка представлять картина Страшного Суда. Двери открываются вовнутрь. На окнах были толстенные решетки. С улицы накрепко закрытые ставни. Ловушка", — описывается в книге.

Также, как и в кемеровской "Зимней вишни" люди жертвовали собой ради спасения детей, соседей и малознакомых людей. Как пишет газета "Нева" того времени: один железнодорожный служащий спас несколько малышей. Затем бросился еще раз в огонь — и на этот раз погиб. Десятилетний мальчик благополучно вырвался одним из первых из ужасного пекла, но вспомнил о родителях и маленьких братьях и сестрах, оставшихся в зале, бросился к ним на помощь и тоже погиб. Многие пытались помочь, запертым в стенах горящего здания, бросались им на помощь и сгорали вместе с ними. В пожаре погибли целые семьи, выступавший московский артист и виновник трагедии — антрепренер кинематографа.

Событие в Бологое широко осветят в прессе, на место трагедии приедет "отец русского фоторепортажа" Карл Булла. Снимки напечатали в журнале "Огонек" и выпустили в виде почтовых открыток. Все города, в которых имеются кинематографы массово занялись их проверкой и даже выявили множество нарушений, которые могли спровоцировать такую же катастрофу. К первой годовщине трагедии на месте дотла сгоревшего здания поставили поминальную часовню. Но гарантий того, что эта история не повторится, это не дало.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!