Foto: Reuters/Scanpix
В конце 2018 года правительство внесло в Госдуму законопроект, который фактически поможет вернуть в российские города палатки и ларьки.

Заместитель главы минпромторга Виктор Евтухов заявил в интервью "Российской газете", что такие форматы торговли в России нужны, так как сейчас до 40% рынка торговли занимают крупные торговые сети. По словам Евтухова, Россия существенно отстает от европейских стран по показателю торговых площадей на тысячу человек.

По расчетам Евтухова, в случае принятия законопроекта, одних только автолавок в стране может появиться не менее 50 тысяч. Дополнительные инвестиции в такой формат он оценивает в несколько сотен миллиардов рублей.

"Малая нестационарная розница дает рабочие места не только в торговле, но и в смежных сферах. По оценкам экспертов, развитие нестационарной и мобильной торговли дополнительно создаст до 250 тысяч рабочих мест", — сказал Евтухов.

Почему это необычно?


До этого в течение нескольких лет власти в российских городах боролись с киосками. К примеру, в конце января 2015 года стало известно, что власти Москвы собираются демонтировать все торговые киоски, на закупке которых настаивали три года назад. В 2014 году таких было около 7,7 тысячи, они были размещены по договорам с правительством Москвы, срок которых истекал в марте 2015 года, писал РБК.

Кампания по борьбе с самостроями в столице получила наибольший резонанс в 2016 году. В ночь на 9 февраля 2016 года столичные власти приступили к сносу более сотни объектов торговли, которые они признали незаконными. Экскаваторами сносили павильоны и даже небольшие торговые центры. В СМИ этот снос получил название "Ночь длинных ковшей".

Параллельно столичные власти объявили, что будут устанавливать в центре киоски нового образца и право на них будут вновь разыгрывать на аукционах.

После этого столичные власти провели несколько "волн" сноса самостроя. В октябре 2017 года начальник государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Москвы Сергей Шогуров заявлял, что с 2014 года в столице снесли 1,25 млн кв. метров незаконных построек.

В марте 2018 года владельцы, лишившиеся своих торговых точек, дошли до Европейского суда по правам человека.

Борьба с киосками была не только московской историей. К примеру, в 2016 году власти Екатеринбурга планировали снести 250 киосков, писало издание 66.Ru. Власти Липецка в том же году также насчитали порядка 300 нестационарных объектов несанкционированной торговли и объявили о планах их сноса, писал Gorod.48

В Волгограде V1.Ru в январе 2017 года сообщило, что разработанная городским комитетом экономического развития схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы предусматривает снос более трех тысяч киосков и павильонов.

Примерно 50-60% малого бизнеса ушли с рынка, сказал Би-би-си генеральный директор адвокатского бюро "Правозащита" Гай Дилбарян, которое представляло в судах интересы предпринимателей Москвы и Подмосковья , лишившихся своих объектов. Они не смогли себе позволить платить арендные ставки в торговых центрах, поясняет он.

Что предлагается сейчас?


В пояснительной записке к законопроекту говорится, что сейчас размещение нестационарных торговых объектов — киосков и павильонов — регулируется по-разному. Правительство хочет это унифицировать. Кроме того, закрепить принцип "меняется место — сохраняется бизнес", который позволяет гарантировать сохранение бизнеса, если киоск или павильон "вынужденно переезжает", то владельцу предоставляют схожее место для бизнеса. Договоры аренды под киоск или павильон будут заключать на срок не менее пяти, но и не более семи лет.

Еще законопроект предлагает выделить мобильные торговые объекты — автомагазины и автолавки — в отдельную категорию бизнеса. И создать необходимые условия для их развития. Региональные власти должны будут вести реестр таких объектов.

Для городов с населением меньше 50 тысяч человек будут устанавливать лишь общие требования к организации развозной торговли. Это "обуславливается необходимостью сохранения физической и экономической доступности продовольствия для таких населенных пунктов, порой не имеющих иных источников его получения", — говорится в пояснительной записке.

Новые правила не будут означать, что малый бизнес получит полную свободу, уверен Дилбарян.

К примеру, внешний вид павильона и границы прилегающей территории придется согласовывать с муниципальными властями.

Еще в законопроекте перечисляются причины, по которым муниципальные власти могут отказать бизнесменам в размещении павильона или киоска. К примеру, если нарушены правила благоустройства территории, правила пожарной безопасности, санитарные правила, гигиенические и экологические нормативы. Или, к примеру, если земельный участок или его часть зарезервированы для государственных или муниципальных нужд.

Но есть в законопроекте и такой пункт: органы местного самоуправления вправе установить дополнительные основания, в соответствии с которыми не допускается включение в схему размещения торговых объектов мест размещения нестационарных и мобильных торговых объектов.

В любом случае законопроект — "правильный и давно назревший", — сказал Би-би-си Владлен Максимов, президент Ассоциации малоформатной торговли.

"Вот ты хочешь открыть колбасный магазин, тебе могут предложить помещение в 100 метров на четвертом этаже торгового центра. А тебе нужно 25 на красной линии с выходом на улицу, с отдельным входом и отдельной витриной. Таких помещений нет или они стоят каких-то баснословных денег, — описывает он проблему. — Взять их неоткуда. В крупных городах строить отдельно негде, а там, где есть, строят торговые сети с якорным арендатором-супермаркетом".

Но он тоже оговаривается — власти отдельных регионов сами решат, каким образом развиваться нестационарную торговлю. Максимов заявляет, что в России есть четверть регионов, где "активно борются с малыми форматами".

Столичные власти уже заявили, что новых торговых палаток и ларьков в Москве не планируется, так как ситуация с мелкой торговлей в столице уже давно решена. Об этом сообщил РИА Новости источник в столичной мэрии.

"Этот законопроект должен учитывать специфику разных субъектов, разных регионов, потому что, например, Чукотка, Москва или Магадан — это разные требования, разные погодные условия, а мелкая розница — это все-таки уличная сеть. Поэтому этот законопроект должен это учесть", — сказал он.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!