Над огромной территорией, охваченной огнем, сложилась масштабная область низкого давления, которая вместе с горячим воздухом поднимает в атмосферу клубы дыма от горящей растительности — на высоту от 10 до 50 км — и разносит их на значительные расстояния.
Шлейф от австралийских пожаров уже преодолел почти 2000 км и достиг территории Новой Зеландии.
Остывая в верхних слоях атмосферы, дым превращается в мощные кучево-дождевые облака с грозовым потенциалом. Возникающие в них электрические разряды приводят к возникновению молний — а те, в свою очередь, могут поджигать новые участки земли.
Помимо этого, восходящие потоки воздуха способны переносить на большие расстояния тлеющие фрагменты растительности, а сопутствующие им порывы ветра раздувают начавшийся огонь, подпитывая пламя кислородом, усиливая возгорание и увеличивая таким образом общую территорию пожаров.
"Сегодня днем в восточной части Гиппсленда на высоте более 16 км сформировались грозовые облака. Такие грозы, порожденные огнем, могут увеличивать территорию пожаров за счет молний, атмосферного переноса раскаленных углей и сильных порывов ветра", — говорится в официальном сообщении синоптиков.
Иногда грозовой процесс достигает таких масштабов, что формируется настоящий огненный смерч — как это произошло в 2003 году в результате пожаров неподалеку от столицы страны Канберры.
У ученых нет сомнений, что беспрецедентные пожары в Австралии — как и в Амазонии в прошлом году и в Калифорнии в позапрошлом — одно из следствий глобального потепления. Статистика подтверждает, что число гроз растет по всему миру.
Последнее десятилетие стало самым жарким периодом за всю историю наблюдений в масштабах всей планеты. Быстрее всего температура повышается в Арктике, но тяжелее всего потепление переживает Австралия.
29 декабря стало самым жарким днем в истории страны. На большей части территории материка в этот день была зафиксирована средняя температура от 39 до 45 градусов по Цельсию.
Наглядно процесс превращения дыма от горящих лесов в грозовые облака с молниями можно увидеть на кадрах, снятых в начале декабря докторантом Австралийского научного общества Николасом Маккарти в штате Квинсленд на северо-востоке материка.